ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПИСЬМА
- ІНСТРУКТЫЎНА-МЕТАДЫЧНАЕ ПІСЬМО МІНІСТЭРСТВА АДУКАЦЫІ РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ «Аб арганізацыі ў 2022/2023 навучальным годзе адукацыйнага працэсу пры вывучэнні вучэбных прадметаў і правядзенні факультатыўных заняткаў пры рэалізацыі адукацыйных праграм агульнай сярэдняй адукацыі» (агульная частка)
- Приложение 5 к Инструктивно-методическому письму Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2022/2023 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования»: «Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета „Математика“»
- Дадатак 5 да Інструктыўна-метадычнага пісьма Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь «Аб арганізацыі ў 2022/2023 навучальным годзе адукацыйнага працэсу пры вывучэнні вучэбных прадметаў і правядзенні факультатыўных заняткаў пры рэалізацыі адукацыйных праграм агульнай сярэдняй адукацыі»: «Асаблівасці арганізацыі адукацыйнага працэсу пры вывучэнні вучэбнага прадмета „Матэматыка“»
- Постановление от 26 декабря 2018 г. № 125 Об утверждении образовательных стандартов общего среднего образования
- МЕТАДЫЧНЫЯ РЭКАМЕНДАЦЫІ па фарміраванні культуры вуснага і пісьмовага маўлення ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі
- Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 16 мая 2022 г. № 120 «Аб тыпавых вучэбных планах агульнай сярэдняй адукацыі»
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 27.12.2017 № 164 «Об установлении перечня документов, обязательных для ведения отдельными педагогическими работниками, и исключения практики привлечения педагогических работников к выполнению работ, не относящихся к выполнению их трудовых функций»
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 07.08.2019 № 525 «Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований
- Содержание и организация методической работы с учителями математики в 2022/2023 учебном году
- ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ШКОЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
- Правила педагогических работников
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 11 июля 2022 г. № 184 «Об аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования»
Нормы оценки
Рекомендации по подготовке учащихся к выпускному экзамену
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ И ИХ СВОЙСТВА 1
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ И ИХ СВОЙСТВА 2
Мониторинг уровня обученности учащихся по учебному предмету «Математика»
- Рекомендации по результатам республиканской контрольной работы по учебному предмету «математика» (IX класс) в 2020/2021 учебном году
- Рекомендации по результатам республиканской контрольной работы по учебному предмету «математика» (VIII класс) в 2019/2020 учебном году
- Рекомендации по результатам республиканской контрольной работы по учебному предмету «математика» (X класс) в 2018/2019 учебном году
- Рекомендации по результатам республиканской контрольной работы по учебному предмету «Математика» VII класс в 2017/2018 учебном году
- Рекомендации по материалам мониторинга уровня обученности учащихся по учебному предмету «Математика» в 2016/2017 учебном году
- Рекомендации по материалам мониторинга уровня обученности учащихся по учебному предмету «Математика» в 2015/2016 учебном году
- Рекомендации по результатам мониторинга уровня обученности учащихся по учебному предмету «Математика» в 2014/2015 учебном году
- Рекомендации по результатам изучения уровня обученности учащихся по учебному предмету «Математика» в 2013/2014 учебном году
Аттестация педагогических работников
Учебные программы (2022/2023 учебный год)
- Учебная программа по учебному предмету «Математика» для V класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания
- Учебная программа по учебному предмету «Математика» для VI класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания
- Учебная программа по учебному предмету «Математика» для VII класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания
- Учебная программа по учебному предмету «Математика» для VIII класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания
- Учебная программа по учебному предмету «Математика» для IX класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания
- Учебная программа по учебному предмету «Математика» для X класса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания (базовый уровень)
- Учебная программа по учебному предмету «Математика» для X класса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания (повышенный уровень)
- Учебная программа по учебному предмету «Математика» для ХІ класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания (базовый уровень)
- Учебная программа по учебному предмету «Математика» для ХІ класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания (повышенный уровень)
Вучэбныя праграмы
- Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Матэматыка» для V класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання
- Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Матэматыка» для VI класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання
- Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Матэматыка» для VІІ класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання
- Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Матэматыка» для VIII класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання
- Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Матэматыка» для IX класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання
- Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Матэматыка» для X класа ўстаноў адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання (базавы ўзровень)
- Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Матэматыка» для X класа ўстаноў адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання (павышаны ўзровень)
- Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Матэматыка» для ХІ класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання (базавы ўзровень)
- Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Матэматыка» для ХІ класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання (павышаны ўзровень)
Календарно-тематическое планирование
Рекомендации по организации изучения предмета
- Методические рекомендации по организации образовательного процесса при изучении отдельных учебных предметов на повышенном уровне в X–XI классах учреждений образования, реализующих образовательную программу среднего образования, с использованием новых учебных пособий
- Рекомендации по организации изучения учебного предмета «Математика» на повышенном уровне (VIII, IХ классы)
- К содержанию учебного пособия «Геометрия. 9» автора Казакова В. В.
- К содержанию учебных пособий «Алгебра. 10 класс» и «Сборник задач по алгебре. 10» авторов И. Г. Арефьевой, О. Н. Пирютко (Минск : Народная асвета, 2020)
- Полная версия ответов к заданиям в учебном пособии «Алгебра» для VIII класса авторов И. Г. Арефьевой, О. Н. Пирютко (2018)
- Полная версия ответов к заданиям в учебном пособии «Алгебра» для IX класса авторов И. Г. Арефьевой, О. Н. Пирютко (2019)
- Полная версия ответов к заданиям в учебном пособии «Алгебра» для X класса авторов И. Г. Арефьевой, О. Н. Пирютко (2019)
- Рекомендации по использованию в образовательном процессе учебного пособия «Алгебра» для 9 класса
- Рекомендации по использованию в образовательном процессе учебного пособия «Геометрия» для 9 класса
- Рекомендации по использованию в образовательном процессе учебного пособия «Алгебра» для 10 класса
- Рекомендации по использованию в образовательном процессе учебного пособия «Геометрия» для 10 класса
- Рекомендации по использованию в образовательном процессе учебного пособия «Алгебра» для 11 класса
- Рекомендации по использованию в образовательном процессе учебного пособия «Геометрия» для 11 класса
- Методические рекомендации для учителей. Изучение темы «Элементы комбинаторики и бином Ньютона
- Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебному предмету «Математика» в 2022/2023 учебном году
- Статьи научно-методического журнала «Матэматыка», актуальные для совершенствования методического мастерства учителя
- Методические рекомендации по организации образовательного процесса в учреждениях образования в условиях распространения инфекции COVID-19
Учебные программы факультативных занятий (2022/2023 учебный год)
- Учебная программа факультативных занятий «Межпредметные грани математики» для VIII–XI классов учреждений образования,реализующих образовательные программы общего среднего образования
- Учебная программа факультативных занятий «В мире техники и технологий: выбираем инженерную профессию» (по учебным предметам «Информатика», «Физика», «География», «Математика», «Химия», «Биология») для Х–XI классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования
- Учебная программа факультативного обучения «Путешествие в страну занимательной математики» для V класса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования
- Учебная программа факультативного обучения «Тропинками математики» для V класса учебных заведений, универсальных образовательных программ общего среднего образования
- Учебная программа факультативного занятия «Элементы логики» для V–VI классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования
- Учебная программа факультативных занятий «Решение текстовых задач» для V–VII классов образования, универсальных образовательных программ общего среднего образования
- Учебная программа факультативных занятий «Готовимся к олимпиадам по математике» для V–XI классов обучения, универсальных образовательных программ общего среднего образования
- Учебная программа факультативного обучения «Путешествие с математикой» для VI класса образования
- Учебная программа факультативных занятий «Школа юных математиков» для VII–IX классов образования, универсальных образовательных программ общего среднего образования
- Учебная программа факультативного занятия «Алгебра учит рассуждать» для VII–XI классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования
- Учебная программа факультативного обучения «Повторяем математику» для VIII–XI классов образования, универсальных образовательных программ общего среднего образования
- Учебная программа факультативного занятия «Угадай и докажи» для IX класса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования
- Учебная программа факультативного обучения «Обобщающий факультативный курс по учебному предмету «Математика»» для IX–XI (X–XI) классов обучения образования, на базе образовательных программ общего среднего образования
- Учебная программа факультативного занятия «Векторы» для IX (Х) класса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования
- Вучэбная праграма факультатыўных заняткаў «Вектары» для IX (Х) класа ўстаноў адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі
- Учебная программа факультативного обучения «Элементы эстетики в математике» для X (XI) класса образования, универсальных образовательных программ общего среднего образования
- Учебная программа факультативного занятия «Решение логических задач» для V–VIII классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования
- Учебная программа факультативного занятия «Математика после уроков» для V–VII классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования
В помощь педагогу по работе с одаренными детьми
- Тест по определению склонности учителя работе с одаренными детьми (По Доровскому А.И.)
- Литература для работы с одаренными детьми
Cайты математических задач
Математика, которая мне нравится
Математика, которая мне нравится – материалы для самостоятельного изучения математики со множеством примеров и задач для самостоятельного решения, олимпиадные задачи, интересные статьи о математике, обучении и образовании.
Образовательный портал ФИЗ/МАТ класс
Образовательный портал ФИЗ/МАТ класс — на сайте представлены справочный материал, задачи, литература и лекции соответствующие школьному курсу физики и математики.
Широко представлены нормативные документы сферы образования, методические разработки для учителей, примерные программы школьного курса для некоторых учебников.
Архив номеров «Кванта»
Архив номеров «Кванта» — Первый номер журнала «Квант» вышел в 1970 году. Материалы, накопленные в журнале за четыре десятилетия, бесценны. Не раз молодые ученые, многого добившиеся в науке, и замечательные учителя, на вопрос: «Что повлияло на выбор профессии?» – отвечали, – «Учитель (школьный учитель, сумевший увлечь своим предметом) и «Квант».
Сейчас старые номера журнала «Квант» практически недоступны читателям. Имеется ничтожное число библиотек, в которых есть полное собрание вышедших журналов. Данный проект призван открыть путь к богатому архиву журнала всем, кто этого пожелает.
Московский центр непрерывного математического образования
МЦНМО — Центр ставит своей целью сохранение и развитие традиций математического образования в городе Москве, поддержку различных форм внеклассной работы со школьниками (кружков, олимпиад, турниров и т.д.), методическую помощь руководителям кружков и преподавателям классов с углубленным изучением математики, поддержку программ в области преподавания математики в высшей школе и аспирантуре, научной работы.
Интернет библиотека МЦНМО
Интернет библиотека МЦНМО — Публикация в сети золотого фонда популярной физико-математической литературы.
Замечательные книги, бывшие в течение десятков лет настольными для многих школьных учителей математики, руководителей кружков, школьников, интересующихся точными науками, стали в последние годы физически недоступны читателям (несмотря на большие тиражи, издания давно стали библиографической редкостью, недоступной, к сожалению, в большинстве библиотек; переиздать все эти книги – непростая техническая и финансовая задача).
Открытый банк заданий по математике
Открытый банк заданий по математике — Экзамен по математике является обязательным для всех выпускников российских школ. ЕГЭ по математике позволяет вузам отобрать тех абитуриентов, которые способны использовать математику в своем дальнейшем образовании и в профессиональной деятельности. На сайте представлены: тренировочные и диагностические работы, опубликованные в формате PDF, каталоги, структурирующие тренировочные материалы ЕГЭ по видам заданий, содержанию и умениям.
Международная Математическая Oлимпиада
Международная математическая олимпиада (MMO) — это Чемпионат мира по математике среди школьников старших классов, проводящийся каждый год в одной из стран. Первая MMO прошла в 1959 году в Румынии с участием семи стран. В последние годы в ММО участвуют более 100 стран с 5 континентов. Консультативный совет ММО утверждает страну, принимающую ММО, следит за соблюдением правил и поддерживает традиции ММО. На сайте представлена разнообразная статистическая, хронологическая и архивная информация о Международных математических олимпиадах за все годы. В разделе Страны представлены Сайты Национальных МО многих стран мира
Математические олимпиады и математические задачи
Математические олимпиады и математические задачи — База данных задач математических олимпиад различных уровней России и зарубежья. Задачники, методические материалы и пр. Подборка ссылок на родственные интернет-ресурсы.
Арбуз
АРБУЗ. Занимательный мир чисел, слов, пикселей и заблуждений — Материалы по популярной математике и занимательному программированию, картинки математического содержания, различные сведения о числе ? и др.
Занимательная математика
Занимательная математика — на сайте вы найдете занимательные математические факты, истории из жизни математиков, формулы, таблицы, решения задач.
Данный веб-ресурс содержит задачи, направленных на воспитание гибкости математического мышления и развитие инициативы и сообразительности. Материал на сайте будет полезен для школьников, студентов, абитуриентов, преподавателей.
Lineyka
Lineyka — справочные материалы, подборка учебной литературы и рефератов по высшей и школьной математике; методические разработки уроков, уроки-презентации, календарное планирование, рабочие программы, нестандартные уроки для учителей; олимпиадные задачи с решениями; методические разработки лабораторных работ по эконометрии и математическому программированию, лекционный материал по этим дисциплинам, решения некоторых задач математического программирования; сведения о выдающихся математиках.
Математические этюды
Математические этюды — На сайте представлены этюды, выполненные с использованием современной компьютерной 3D-графики, увлекательно и интересно рассказывающие о математике и ее приложениях. Посетителя сайта приглашают совершить познавательные экскурсии по красивым математическим задачам. Их постановка понятна школьнику, но до сих пор некоторые задачи не решены учёными.
Профильное обучение
Учитель Автушкевич Т.А. Тесты по алгебре 11 класс. Тесты составлены учителем математики высшей категории ГУО «Средняя школа № 1 г. Кировска» Автушкевич Тамарой Александровной. В методичке представлены тесты на соответствие и комбинированные тесты. Они могут быть использованы на обобщающих уроках алгебры в 10-11 классах, а также на уроках итогового повторения в 11 классе. Все комбинированные тесты представлены в двух вариантах. Ко всем тестам даны ответы.
Учитель Астапович И.В. Тема урока: «Решение иррациональных уравнений». Астапович Ирина Вячеславовна, учитель математики высшей квалификационной категории ГУО «Гимназия № 3 г. Бобруйска»
Учитель Богданова Н.П. Разработка урока математики по теме: «Обратные тригонометрические функции у = arcsin x, y = arccos x, y = arctg x, y = arcctg x». Богданова Наталья Петровна, учитель математики первой категории государственного учреждения образования «Гимназия №3 г. Могилева»
Учитель Боярко Т.В. Урок: «Решение показательных уравнений». Боярко Татьяна Викторовна, учитель математики высшей квалификационной категории ГУО «Гимназия № 2 г.Бобруйска»
Первое факультативное занятие теме: «Решение показательных уравнений».
Второе факультативное занятие теме: «Решение показательных уравнений».
Учитель Гулешова Т.Д. Урок по теме: «Решение квадратных уравнений по формуле», 8 класс. Гулешова Татьяна Дмитриевна, учитель математики высшей категории ГУО «Гимназия № 4 г. Могилёва»
Учитель Змитрович Г.Г. Тема: «Четные и нечетные функции». Змитрович Геннадий Григорьевич, учитель математики ГУО «Средняя школа № 4 г. Горки»
Учитель Кравцов И.А. Тема урока: «Перпендикулярность прямой и плоскости». Кравцов Игорь Анатольевич, учитель математики государственного учреждения образования «Гимназия г. Мстиславля»
Настаўнік Куракова А.В. Тэма: Аб’ёмы многагранікаў, 11 клас. Куракова Алена Васільеўна, настаўнік матэматыкі ДУА «Гiмназiя г.Асiповiчы» Рабочы сшытак
Учитель Миронова З.А. Материалы (заданий и решения) по темам «Преобразование выражений», «Обратные тригонометрические функции», «Иррациональные уравнения и неравенства», разработанные учителем высшей квалификационной категории УО «Могилевский государственный областной лицей № 3» Мироновой З.А.
- Преобразование выражений, содержащих радикалы
- Обратные тригонометрические функции
- Иррациональные уравнения и неравенства
Учитель Шилько Ирина Викторовна, учитель математики УО «Костюковичская районная государственная гимназия»
- Обобщающий урок по теме «Тригонометрические уравнения», 10 класс.
- Факультативное занятие «Повторяем математику».
Нормативные документы
- Концепция учебного предмета «Химия»
- Постановление №125 от 26.12.2018 «Об утверждении образовательных стандартов общего среднего образования»
- Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Химия»
- Типовой учебный план общего среднего образования на 2019/2020 учебный год
- ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации в 2019/2020 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования»
- ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ХИМИЯ» - МЕТАДЫЧНЫЯ РЭКАМЕНДАЦЫІ па фарміраванні культуры вуснага і пісьмовага маўлення ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі</a
Учебные программы
• Учебная программа по учебному предмету «Химия» для VІІ класcа учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания
• Учебная программа по учебному предмету «Химия» для VІІІ класcа учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания
Базовый уровень
• Учебные программы по учебному предмету «Химия» для Х–XI класcов учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания
Повышенный уровень
• Учебные программы по учебному предмету «Химия» для Х–XI класcов учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания
Вучэбныя праграмы
• Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Хімія» для VІІ клаcа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання
• Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Хімія» для VІІІ клаcа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання
Базавы ўзровень
• Вучэбныя праграмы па вучэбным прадмеце «Хімія» для Х–XI клаcаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання
Календарно-тематическое планирование
• Примерное календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Химия». IX класс
• Прыкладнае каляндарна-тэматычнае планаванне па вучэбным прадмеце «Хімія». IX клас
Методические рекомендации по организации образовательного процесса по учебному предмету
• Методические рекомендации к проведению факультативных занятий «Электричество и химия» (X–XI классы)
Учебные программы факультативных занятий. VII–XI классы
- «Химия для будущих педагогов» для 10–11 профильных классов педагогической направленности учреждений общего среднего образования
- «В стране чудесной химии» (VII класс)
- «Любознательным о тайнах вещества» (VIII класс)
- «Подготовка к олимпиадам по химии » (VIII–IX классы)
- «Готовимся к изучению химии на повышенном уровне» (IX класс)
- «Количественные соотношения в химии» (IX класс)
- «Продолжаем открывать тайны вещества» (IX класс)
- «Химические врата в мир естествознания» (IX класс)
- «Химия неметаллов и жизнь» (IX класс)
- «Удивительный мир органических веществ» (X (XI) класс)
- «Обобщающий факультативный курс по химии» (X–XI классы)
- «Представления о механизмах протекания органических реакций» (X–XI классы)
- «Решение олимпиадных задач по физической химии» (X–XI классы)
- «Современная органическая химия в задачах олимпиад» (X–XI классы)
- «Химия Земли» (X–XI классы)
- ««Электричество и химия» (X–XI классы)
- «Удивительный мир неорганической химии» (XI класс)
В помощь учителю химии
- Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебному предмету «ХИМИЯ» в 2019/2020 учебном году
- Правила безопасности при организации образовательного процесса по учебным предметам (дисциплинам) «химия» и «физика» в учреждениях образования Республики Беларусь
- Межпредметные связи курса химии с естественнонаучными дисциплинами и математикой
- Примерное календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Химия». IX класс
- Прыкладнае каляндарна-тэматычнае планаванне па вучэбным прадмеце «Хімія». IX клас
Профильное обучение
Учитель Абдуллаева И.Г. Методическая разработка урока по теме: «Аминокислоты: химические свойства, получение и применение» (повышенный уровень изучения химии, 10 класс) с использованием приемов педагогической техники кооперации в обучении.
Разработчик: учитель химии высшей квалификационной категории УО «Могилевский государственный областной лицей № 3» Ирина Геннадьевна Абдуллаева.
Учитель Тюркина Н.И. Урок в 10 классе по теме «Мыла и синтетические моющие средства» (повышенный уровень)
Презентация к уроку в 10 классе с повышенным уровнем изучения химии по теме «Мыла и синтетические моющие средства»
Разработчик: учитель химии высшей квалификационной категории ГУО «Могилевский областной лицей № 4 г Кричев» Наталья Ивановна Тюркина.
Учитель Лось Е.М. Урок в 11 классе с повышенным уровнем изучения химии по теме «Неметаллы»
Разработчик: учитель химии УО «Могилевский государственный областной лицей №1» , высшая квалификационная категория Елена Михайловна Лось.
Учитель Молодцова Е.Г.
- Тема урока «Понятие об алкинах» (9 класс, допрофильная подготовка учащихся)
- Тема урока «Карбоновые кислоты. Общие химические свойства карбоновых кислот» (10 класс, профильный уровень)
- Презентация к уроку в 10 классе с повышенным уровнем изучения химии по теме Карбоновые кислоты. Общие химические свойства карбоновых кислот
Разработчик: учитель химии высшей квалификационной категории ГУО «Средняя школа № 25» Елена Георгиевна Молодцова
Дополнительные материалы для изучения учебного предмета «Химия» на повышенном уровне
- Т.А.Колевич, Вадим Э.Матулис, Виталий Э.Матулис «Получение аминов»
- Т.А.Колевич, Вадим Э.Матулис, Виталий Э.Матулис «Гибридизация атомных орбиталей углерода и пространственное строение молекул углеводородов»
- Т.А.Колевич, Вадим Э.Матулис, Виталий Э.Матулис «Алкены. Реакции присоединения. Правило марковникова»
- Т.А.Колевич, Вадим Э.Матулис, Виталий Э.Матулис «Диеновые углеводороды. Классификация диенов. Особенности строения сопряженных диенов и ароматических углеводородов»
- Т.А.Колевич, Вадим Э.Матулис, Виталий Э.Матулис «Циклоалканы»
- Инструкция к практической работе № 3 (повышенный уровень) «Гидролиз крахмала и целлюлозы»
- Инструкция к лабораторному опыту №5 (повышенный уровень). Гидролиз солей (определение pH растворов солей)
- Т. А. Колевич, Вадим Э. Матулис, Виталий Э. Матулис «Понятие о константе химического равновесия»
- Т. А. Колевич, Вадим Э. Матулис, Виталий Э. Матулис «Закон действующих масс. Правило Вант-Гоффа»
- Предприятия по производству химических волокон в Республике Беларусь (Лекция по химии для учащихся)
- Предприятия нефтеперерабатывающего комплекса Республики Беларусь. (Лекция по химии для учащихся)
- Примерные инструкции к лабораторным опытам и практическим работам для 11 класса (повышенный уровень)
Аттестация педагогических работников
- Инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования
- Методические рекомендации о порядке проведения квалификационного экзамена
Работа с одарёнными детьми
Колчина Наталья Сергеевна, учитель биологии высшей категории учреждения образования «Могилевский государственный областной лицей №3» Нейрофизиологические основы развития познавательных интересов учащихся при участии в олимпиадном движении по биологии.
Олимпиадные задания (VI — VIII классы)
- Задания для проведения городских, районных олимпиад по учебному предмету «Биология» VI-VII класс
- Задания для проведения городских, районных олимпиад по учебному предмету «Биология» VIII класс
Профильное обучение
- Реализация компетентностного подхода в обучении биологии. Общие подходы
- Контрольная работа по биологии (10 класс химико-биологического направления). Вариант 1, 2
- Практическая работа № 4. Изучение приспособленности насекомых к наземно-воздушной среде обитания
- Практическая работа № 5. Изучение приспособленности растений к опылению, распространению плодов и семян
- Практическая работа № 15 «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора». 11 класс
- Практическая работа № 16 «Сравнение движущего и стабилизирующего отбора»
- Практическая работа № 17 (В2) «Сравнение аллопатрического и симпатрического видообразования»
- Изучение учебных мотивов при осуществлении допрофильной подготовки учащихся по биологии. Вайлупов В.М., начальник отдела физико-математических и естественнонаучных дисциплин УО «Могилевский государственный областной институт развития образования»
- Профориентационные возможности биологии в условиях профильного обучения. Вайлупов В.М., начальник отдела физико-математических и естественнонаучных дисциплин УО «Могилевский государственный областной институт развития образования»
- Применение информационно-коммуникативных технологий обучения в курсе биологии в учреждениях общего среднего образования.Тилюпо Елена Владимировна, учитель биологии ГУО «Средняя школа № 8 г. Кричева» Могилёвской области
Компетентностный подход в преподавании учебного предмета «Биология»
- PISA тестирование. Тилюпо Елена Владимировна, учитель биологии ГУО «Средняя школа № 8 г. Кричева» Могилёвской области
- Вы являетесь собственником трехкомнатной квартиры в центре Праги. Тилюпо Елена Владимировна, учитель биологии ГУО «Средняя школа № 8 г. Кричева» Могилёвской области
- ГРУППА ЗАДАНИЙ 2 ПРОГРАММА ДОБРОВОЛЬНОЙ ИММУНИЗАЦИИ ПРОТИВ ГРИППА ДЛЯ СЛУЖАЩИХ ОРГАНИЗАЦИИ.Тилюпо Елена Владимировна, учитель биологии ГУО «Средняя школа № 8 г. Кричева» Могилёвской области
- Задание анатомия этикетки.Тилюпо Елена Владимировна, учитель биологии ГУО «Средняя школа № 8 г. Кричева» Могилёвской области
- Знаки .Тилюпо Елена Владимировна, учитель биологии ГУО «Средняя школа № 8 г. Кричева» Могилёвской области
- Компетенции по А. Тилюпо Елена Владимировна, учитель биологии ГУО «Средняя школа № 8 г. Кричева» Могилёвской области
- Маршрутный лист. Тилюпо Елена Владимировна, учитель биологии ГУО «Средняя школа № 8 г. Кричева» Могилёвской области
- Описание методов. Тилюпо Елена Владимировна, учитель биологии ГУО «Средняя школа № 8 г. Кричева» Могилёвской области
Аттестация педагогических работников
Программы факультативных курсов
Аттестация педагогических работников
Инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования
Методические рекомендации о порядке проведения квалификационного экзамена
Нормативно правовые документы
- ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации в 2022/2023 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования»(общая часть)
- Приложение 10 «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА „ГЕОГРАФИЯ“» в 2022\2023 учебном году.
- Приложение 7 «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА „Человек и мир“» в 2022\2023 учебном году.
- Содержание и организация методической работы с учителями географии в 2022/2023 учебном году.
- Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 16 мая 2022 г. № 120 «Аб тыпавых вучэбных планах агульнай сярэдняй адукацыі»
- МЕТАДЫЧНЫЯ РЭКАМЕНДАЦЫІ па фарміраванні культуры вуснага і пісьмовага маўлення ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі
- Постановление от 07.08.2019 №525 «Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований»
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» (6–11 классы)
- Оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «География»
- Концепция учебного предмета «География»
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Человек и мир»
- Оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Человек и мир»
- Концепция учебного предмета «Человек и мир»
Методические рекомендации по организации образовательного процесса по учебному предмету
- Рекомендации по использованию в образовательном процессе учебного пособия «География. Страны и народы» для 8 класса
- Рекомендации по использованию в образовательном процессе учебного пособия «География. География Беларуси» для 9 класса
Учебные программы
- Учебные программы по учебному предмету «География» для VI—VII классов учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания
- Учебная программа по учебному предмету «География» для VIII класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания
- Учебная программа по учебному предмету «География» для IX класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания
Базовый уровень
Повышенный уровень
- Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. X класс
- Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским, языком обучения и воспитания. XI класс
Календарно-тематическое планирование
Дополнительный материал
- Дополнительный учебный материал по учебному предмету «География» для X класса. Материалы к уроку «Выходцы из Беларуси в исследованиях ближнего и дальнего зарубежья»
- Дополнительный учебный материал по учебному предмету «География» для X класса. Материалы к урокам «Специализация хозяйства Беларуси. Факторы размещения производства», «Современная структура хозяйства Беларуси», «Горнодобывающая промышленность Беларуси», «Металлургическое производство в Беларуси. Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования», «Производство машин, оборудования и транспортных средств»
- Дополнительный учебный материал по учебному предмету «География» для X класса. Материалы к урокам «Производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов. Производство пластмассовых и резиновых изделий. Химическое производство», «Производство прочих неметаллических минеральных продуктов», «Обработка древесины и производство изделий из дерева», «Текстильное и швейное производство. Производство кожи, изделий из кожи и обуви», «Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака», «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды»
- Дополнительный учебный материал по учебному предмету «География» для X класса. Материалы к урокам «География лесозаготовок. Охота и разведение дичи. Рыболовство и рыбоводство», «Строительство в Республике Беларусь: структура, технологические процессы, современное состояние и перспективы развития», «Структура сферы услуг, её роль в экономике. Транспорт и связь», «Особенности развития и размещения отдельных видов экономической деятельности, образующих сферу услуг: финансовой деятельности, торговли, гостиниц и ресторанов, образования, здравоохранения»
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебному предмету
Перечень учебных настенных карт и атласов по учебному предмету «География»
Перечень статей, опубликованных в научно-методическом журнале «Геаграфія»
Учебные программы факультативных занятий
- «Решение задач по физической географии» (VI класс)
- «Путешествия по географической карте» (VI—VII классы)
- «Занимательная картография» (VI—X классы)
- «Решение задач по географии материков и океанов» (VII класс)
- «Биосфера — наш общий дом» (VII класс)
- «По странам и континентам» (VIII класс)
- «Евразия — материк контрастов» (IX класс)
- «Обобщающие факультативные занятия по географии» (IX—XI классы)
- «Геаграфія раёна» (X клас)
- «Геаграфія культуры Беларусь (X клас)
- «Земля белорусская» (X клас)
- «Географические исследования Беларуси» (Х-Х1 классы)
- «Устойчивое развитие» (Х-Х1 классы)
- «Геоэкология Беларуси» (XI класс)
- «География народонаселения» (XI класс)
- «Введение в землеведение» (XI класс)
- «География и современность» (XI класс)
Методика преподавания
Готовимся к олимпиаде
- Номенклатура
- Материалы олимпиады по географии «Созвездие талантов-2017»
- Материалы олимпиады по географии «Созвездие талантов-2016»
- Материалы олимпиады по географии «Созвездие талантов-2015»
Интернет-ресурсы
География
Энциклопедия географии
Русское географическое общество
Картографические ресурсы
Географический портал Планета Земля