Кафедра педагогики и психологии

Заведующий кафедрой педагогики и психологии

Когачевская Татьяна Ивановна,
кандидат педагогических наук (1990), доцент (1997).

Имеет более 60 печатных работ.
Образование. В 1982 году с отличием окончила Минский государственный педагогический институт им. А.М. Горького.
Область научных интересов: организация нравственного и эстетического воспитания учащихся; формирование эстетической культуры обучающихся средствами музыкального искусства, творческое развитие обучающихся средствами музыкального искусства, реализация компетентностного подхода в образовании.

Контактная информация:
212011, г.Могилев, пер.Березовский, 1 «А», Республика Беларусь
тел/факс: +375222 740668,
Е-mail: kafedrapipmgoiro@yandex.ru.

График согласования документации на кафедре педагогики и психологии:
— вторник 13.00 – 15.00
— четверг 13.00 – 15.00

Основные публикации (2013-2016):

1. Когачевская, Т. И. Педагогическая задача как средство формирования профессионально-педагогической компетентности будущего учителя / Т. И. Когачевская // Современное образование и воспитание: тенденции, технологии, методики : сб научн. статей Междунар. науч.-практ. конф., посвящ.100-летию МГУ имени А.А. Кулешова, Могилев, 28 марта 2013 г. – Могилев МГУ имени А.А. Кулешова, 2013. – С.108-111.
2. Когачевская, Т. И. О некоторых путях реализации компетентностного подхода в подготовке учителя музыки / Т. И. Когачевская // Материалы II Междунар. научно-практ. конф. «Искусство и личность», Минск, 24 апреля 2013 г. – Минск : БГПУ,2013.– С.32-34.
3. Когачевская, Т. И. Школьная образовательная среда как условие организации художественной деятельности младших школьников / Т. И. Когачевская, Г. С. Поддубская // матэрыялы VIII Мiжнар. навук.-практ. канф., Мазыр, 31 кастр. -1 лiстап. 2013 г. / МДПУ имя И.П. Шамякiна ; рэдкал. : Б. А. Крук (адк. рэд.) [i iнш.]. – Мазыр, 2013. – С.190-192.
4. Когачевская, Т. И. Социально-личностная компетентность учителя как феномен / Т. И. Когачевская //сборник тезисов Ш Международной научно-практической конференции, 20-22 марта 2014 г., г. Могилев, МГУ имени А.А. Кулешова / под ред. В. П. Ревы. – Могилев : МГУ имени А.А. Кулешова,2014.– С.69-72.
5. Когачевская, Т. И. Особенности организации художественно-эстетической деятельности младших школьников / Т. И. Когачевская, Г. С. Поддубская // Актуальные проблемы современного образования в наследии Л. С. Выготского : материалы VI Открытой науч.-практ. конф., Гомель, 5 дек. 2014 г. / Гомельский гос. пед. кол. им. Л. С. Выготского ; редкол.: Л. Л. Капаткова [и др.]. – Гомель, 2014. – С. 67– 69.
6. Когачевская, Т. И. Педагогическая практика как ресурс развития социально-личностных компетенций будущих специалистов / Т. И. Когачевская // Художественное образование: традиции и новации : Материалы Международной научной конференции, 16-17октября 2014 г., г. Мелитополь, Мелитопольский государственный педагогический университет / под ред. Н. А. Сегеда. – Мелитополь : Издательство Мелитопольского государственного педагогического университета имени Богдана Хмельницкого, 2014. – С. 45-47.
7. Когачевская, Т. И. Основные направления художественно-эстетической деятельности младших школьников / Т. И. Когачевская, Г. С. Поддубская // Пачатковая школа. – № 10. – Мінск, 2015. – С. 38–41.
8. Когачевская, Т. И. Методологические основы художественно-эстетической деятельности младших школьников / Т. И. Когачевская, Г. С. Поддубская // Актуальные проблемы методики начального обучения и эстетического воспитания учащихся : материалы III Республиканской научно-практической конференции, 27 марта 2015 г., г. Могилев, МГУ им. А.А. Кулешова / под ред. О. Н. Шершнёвой. – Могилёв : МГУ имени А.А. Кулешова, 2015. – С.224-227.
9. Когачевская, Т. И. Подготовка учителя начальных классов к организации эстетической деятельности младших школьников средствами искусства / Т. И. Когачевская, Г. С. Поддубская // Научно-методическое сопровождение повышения квалификации педагогов: опыт, проблемы, перспективы : сборник материалов республиканской научно-практической конференции, 28 мая 2015 года, г. Могилев / ред. совет : И. А. Старовойтова [и др.] ; под общ. ред. В. Н. Гириной, М. В. Ладутько. – Могилев : УО «МГОИРО», 2015. –С.54-56.
10. Когачевская, Т. И. Белорусская православная музыкальная культура: истоки и пути развития / Т. И. Когачевская // Религиоведение в системе социально-гуманитарного знания и образования : сборник материалов научно-практической конференции / под общ. ред О. В. Дьяченко, В. В. Старостенко. – Могилев : УО «МГОИРО», 2016. – С.60-72.
11. Когачевская, Т. И. Образовательные модели в современной школе / Т. И. Когачевская // Научно-методическое сопровождение повышения квалификации педагогов: опыт, проблемы, перспективы : сборник материалов II Республиканской научно-практической конференции, посвященной 75-летию со дня основания Могилевского государственного областного института развития образования. 26-27 мая 2016 года, г. Могилев / редкол. : И. А. Старовойтова [ и др.] ; под общ. ред. М. В. Ладутько, В. Н. Гириной. – Могилёв : УО «МГОИРО», 2016.– С. 98-101.

[свернуть]

 

Сотрудники кафедры

 

Авраменко Валентина Васильевна,
доцент кафедры, кандидат психологических наук. Имеет более 60 печатных работ. В 1989-1992 годах обучалась в аспирантуре МГПИ им. А. М. Горького (БГПУ им. М. Танка). В 1992 году защитила кандидатскую диссертацию по специальности 19.00.07 – «Педагогическая и возрастная психология».

Область научных интересов: психологические особенности возрастного развития современных школьников; проблемы развития личности в условиях депривации; современные подходы в образовании; психологические аспекты реализации образовательного процесса; рефлексивно-деятельностные технологии в образовании; психология личности и деятельности педагога; развитие рефлексии педагога и учащихся; профилактика эмоционального выгорания педагога; основы ораторского мастерства.

Подробнее

Образование: Окончила с отличием Минский государственный педагогический институт им. А. М. Горького в 1981 году.

Основные публикации (2013-2016):
1. Авраменко, В. В. Компетентностный подход в работе со слушателями / В. В. Авраменко // Опыт работы учреждений дополнительного образования взрослых в условиях реализации Кодекса Республики Беларусь об образовании / ГУО «Акад. Последиплом. Образования». – Минск : АПО, 2014. – С. 113-117.
2. Авраменко, В. В. Деятельностный подход к проектированию занятий со слушателями в системе повышения квалификации / В. В. Авраменко // Научно-методическое сопровождение повышения квалификации педагогов: опыт, проблемы, перспективы : сборник материалов II Республиканской научно-практической конференции, посвященной 75-летию со дня основания Могилевского государственного областного института развития образования, 26-27 мая 2016 года, Могилев / редкол. : И. А. Старовойтова [и др.] ; под общ. ред. М. В. Ладутько, В. Н. Гириной. – Могилев : УО «МГОИРО», 2016. – С. 67-70.
3. Авраменко, В. В. Подготовка педагогов к реализации компетентностного подхода в интегрированном образовании / В. В. Авраменко // Образование – стратегический ресурс устойчивого развития региона : сборник докладов областной августовской конференции педагогических работников Могилѐвской области / редкол. : В. В. Рыжков [и др.]. – Могилѐв : УО «МГОИРО», 2016.– С. 90-93.
4. Авраменко, В. В. Ведущая метакомпетентность педагога: диагностика и развитие / В. В. Авраменко // Метапредметный поход в образовании: от теории к практике : сборник материалов международной научно-практической конференции, 27 октября 2015 года, г. Могилев / ред. совет : И. А. Старовойтова и [др.]. – Могилев : УО «МГОИРО», 2015. – С. 16-18.
5. Авраменко, В. В. Сформированность профессионального самоопределения выпускников как показатель качества образования в школе / В. В. Авраменко // Современное образование: мировые тенденции и региональные аспекты : сборник материалов II Международной научно-практической конференции, 2 декабря 2016 года, г. Могилев / ред. совет : М. М. Жудро [и др.] ; под общ. ред. Т. И. Когачевской. – Могилев : УО «МГОИРО», 2016.

[свернуть]

 

Судорева Татьяна Семеновна,
старший преподаватель кафедры педагогики и психологии. В 2008 году закончила аспирантуру Академии последипломного образования по специальности 13.00.01. – «Общая педагогика, история педагогики и образования».

Область научных интересов: профилактика отклоняющегося поведения подростков; социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведении; социализация, десоциализация и ресоциализация личности обучающегося; гендерное, духовно-нравственное, патриотическое воспитание обучающихся; профессиональное развитие и организационная культура педагога; имидж педагога и его воспитательный потенциал; современные концепции воспитания, информационно- коммуникационные технологии.

Подробнее

Образование: Могилевский государственный педагогический институт имени А.А. Кулешова по специальности «Математика и физика»
Присвоена квалификация – учитель математики и физики
Повышение квалификации
1. Тренинговый курс по программе «Подготовка кандидатов в приемные родители, усыновители. Модель ПРАЙД» (г. Минск, сентябрь — декабрь 2014).
2. «Социальные сети как среда обучения и профессионального развития преподавателя и студента» (Республиканский институт высшей школы, г. Минск, январь 2017)
Основные публикации (2013-2016 г.г.):
1.Судорева, Т.С. Профилактика отклоняющегося поведения подростков посредством создания воспитательно-формирующего пространства/Т.С. Судорева// Фестиваль эффективного опыта. 5 декабря 2013 года. Часть 2 . Составитель В.В.Тюко. – Могилев, УО «МГОИРО», 2013. – 95 с.
2.Судорева , Т.С. Духовно- нравственное здоровье личности и общества: от духовного к нравственному/ Т.С. Судорева// Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения на основе культурно-исторических традиций и ценностей белорусского народа. Областная научно- практическая конференция, 23 декабря 2013 года,. — Могилев «МГОИРО», 2013. – С.54-55
3.Судорева, Т.С. Воспитательно-формирующее пространство школы как условие профилактики девиантного поведения / Т.С.Судорева // Инновации в современно образовании: опыт и перспективы: сборник материалов Международной научно-практической конференции. 30 октября 2014 г., г. Могилев/ ред. совет: И.А. Старовойтова [и др.]. — Могилев: УО «МГОИРО», 2014. — С.250 — 253.
4.Судорева , Т.С. Оказание методической помощи и поддержки педагогу при организации работы с детьми девиантного поведения / Т.С. 2.Судорева // Актуальные проблемы и тенденции методической работы . Сборник тезисов областной научно-практической конференции ( 24 апреля 2014 года) Часть 2./ Ред. совет: И.А. Старовойтова [и др.]. — Могилев: УО «МГОИРО», 2014. — С.51- 52.
5.Судорева, Т.С. Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию учащихся: семья, школа/ Т.С. Судорева//Августовские конференции педагогических работников. Сборник докладов/ Ред. кол.: В.В. Рыжков [и др.]. — Могилев: УО «МГОИРО», 2014. — С.125-127.
6.Судорева, Т.С. Актуальные вопросы профориентационной работы в современной школе /Т.С. Судорева//Современное образование: мировые тенденции и региональные аспекты: сборник материалов международной научно-практической конференции, 4 декабря 2015 года, г. Могилев / Ред. совет: И.А. Старовойтова и [др.]; под общ.ред. В.Н.Гириной, М.В. Ладутько. – Могилев: УО «МГОИРО», 2015. – С. 251-252.
7.Судорева, Т.С. Использование позитивных возможностей масс-медиа и ограждение детей и подростков от их негативного влияния / Т.С. Судорева// Образование – стратегический ресурс устойчивого развития региона: сборник докладов областной августовской конференции педагогических работников Могилѐвской области / редкол. : В. В. Рыжков [и др.]. – Могилѐв : УО «МГОИРО», 2016. – С.74-76.
8. Судорева, Т.С. Общечеловеческие и духовные ценности как основа воспитания обучающихся/Т.С. Судорева// Религия и мораль: традиции в духовной культуре Беларуси : сборник материалов республиканской научно-практической конференции. 20 апреля 2016 года, г. Могилѐв /Ред. совет: И.А. Старовойтова и [др.]; под общ.ред. Л.А.Рябовой. – Могилев: УО «МГОИРО», 2016. – С. 174-176.
9.Судорева, Т.С. Социализация и саморазвитие обучающегося через освоение содержания дополнительного образования/Т.С.Судорева//Научно-методическое сопровождение повышения квалификации педагогов: опыт, проблемы, перспективы : сборник материалов II Республиканской научно-практической конференции, посвящѐнной 75-летию со дня основания Могилѐвского государственного областного института развития образования. 26-27 мая 2016 года, г. Могилѐв / редкол. : И. А. Старовойтова [и др.] ; под общ. ред. М. В. Ладутько, В. Н. Гириной. – Могилѐв : УО «МГОИРО», 2016. – С.133-135
10.Судорева, Т.С. Факторы реализации воспитательного потенциала современного школьного образования/Т.С. Судорева//Современное образование: мировые тенденции и региональные аспекты: сборник материалов II международной научно-практической конференции, 2 декабря 2016 года, г. Могилев / Ред. совет: М.М.Жудро и [др.]; под общ.ред. Т.И. Когачевской. – Могилев: УО «МГОИРО», 2016. – С. 359 –361.

[свернуть]

 

Тюко Виктория Викторовна,
старший преподаватель кафедры педагогики и психологии. В 2012 году окончила аспирантуру Могилевского государственного университета имени А.А.Кулешова по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (математика) с присвоением научной квалификации «Исследователь» в области педагогических наук.

Область научных интересов: методика преподавания математики, метапредметный подход в образовании, интеллектуально-творческое развитие учащихся, инновационная деятельность в сфере образования, гражданско-патриотическое воспитание обучающихся.

Подробнее

Образование: Могилевский государственный университет имени А.А.Кулешова. Присвоена квалификация – преподаватель
Повышение квалификации.
Курсы:
— Интеллектуально-творческое развитие учащихся в процессе учебной деятельности (Государственное учреждение образования «Академия последипломного образования»)(2013 г.);
— Особенности работы по новым УМК «Математика» авторов Г.Л. Муравьёвой, М.А. Урбан (учреждение образования «Могилевский государственный областной институт развития образования»)(2015 г.);
— Проектирование оптимальной модели внебюджетной деятельности в учреждении образования (учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»)(2016 г.);
— НЛП: методология и базовые техники (ИПКиП Могилевского государственного университета имени А.А. Кулешова)(2016 г.).
Основные публикации (за 2013-2016 г.):
1. Цюко, В. В. Простыя тэкставыя задачы ў фарміраванні інтэлектуальных уменняў / В. В. Цюко // Пачатковая школа, 2013. — № 6. — С. 42—45.
2. Тюко, В. В. Диагностика и коррекция уровня сформированности общеучебных интеллектуальных умений школьников / В.В.Тюко // Адукацыя і выхаванне, 2013. — № 12. — С.53—58.
3. Тюко, В.В. Задачи с пропорциональной зависимостью величин в формировании интеллектуальных умений младших школьников / В.В. Тюко // Пачатковае навучанне:сям’я, дзіцячы сад, школа. —2015. — № 10. — С. 42—46.
4. Тюко, В.В. Исследовательская работа учащихся по учебным предметам: от подготовки к защите / В.В. Тюко // Сборник работ победителей Республиканского конкурса работ исследовательского характера (конференции) учащихся по учебным предметам. Ч. 1. / сост. Е.И. Сарвира. – Могилев: УО «МГОИРО», 2015. – С. 3–30.
5. Тюко, В.В. Текстовые задачи в формировании интеллектуальных умений учащихся I—IV классов : практическое пособие / В. В. Тюко. – Могилёв : УО «МГОИРО», 2016. – 100 с.
6. Тюко, В.В. Инновационная и экспериментальная деятельность в условиях современного учреждения образования / В.В. Тюко // Вестник образования Могилевского региона. – 2016. – № 1. – С. 51–52.
Участие в научных конференциях за 2013-2016 г.:
7. Тюко, В. В. Инновационные подходы в преподавании математики в начальной школе / В.В.Тюко // Современное образование и воспитание: тенденции, технологии, методики: сб. научн. статей Междунар. науч.-практ.конф., посвящ. 100-летию МГУ имени А.А.Кулешова, Могилев, 28 марта 2013 г. — Могилев : МГУ имени А.А.Кулешова, 2013. — С. 201—203.
8. Тюко, В. В. Передовой педагогический опыт: понятие, критерии и условия формирования / В. В. Тюко // Фестиваль эффективного педагогического опыта. 5 декабря 2013 г. — Могилев : УО «МГОИРО», 2013. — С. 16—19.
9. Тюко, В. В. Формирование общеучебных умений школьников в процессе преподавания математики / В. В. Тюко // Математическое образование: цели, достижения и перспективы: материалы Респ. науч.-практ. конф., г.Минск, 30 окт. 2013 г. / Бел. гос. ун-т им. М. Танка; редкол.: В. В. Шлыков, В. А. Шилинец, С. И. Василец (отв.ред.) и др. — Минск : БГПУ, 2013. — С. 171—173.
10. Тюко, В. В. Текстовые задачи как средство формирования умения мотивировать деятельность / В. В. Тюко // Фестиваль эффективного педагогического опыта. 5 декабря 2013 г. — Могилев : УО «МГОИРО», 2013. — С. 58—60.
11. Тюко, В. В. О подготовке учителя к формированию общеучебных интеллектуальных умений учащихся на уроках математики / В. В. Тюко // Подготовка учителя начальных классов: проблемы и перспективы: материалы III Междунар. науч.-практ. конф., г.Минск, 14 нояб. 2013 г. / Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка; редкол.: Н. В. Жданович, О. В. Азарко, В. Г. Игнатович и др. — Минск : БГПУ, 2013. — С. 276—277.
12. Тюко, В. В. Общеучебные умения в учебной деятельности школьников /В. В. Тюко // Гуманитарные и общественные науки в эпоху глобализации. Сборник материалов Международной научно-практической конференции (г. Киев, Украина, 7 февраля 2014 г.). — Центр Научно-Практических Студий, 2014. — С. 67—69.
13. Тюко, В. В. Интеллектуальные умения в учебной деятельности школьников / В. В. Тюко // Профессионально-педагогическая культура современного педагога: материалы междунар. науч.-практ. конф. (26 марта 2014 г., г. Осиповичи) / Редкол.: Н. Д. Алексеев [и др.]. — Могилев : УО «МГОИРО», 2014. — С. 338—340.
14. Тюко, В. В. Педагогический опыт. Передовой, инновационный или просто эффективный? / В. В. Тюко // Актуальные проблемы и тенденции методической работы. Сборник тезисов областной научно-практической конференции. (24 апреля 2014 года) Часть 2 / Ред. сов.: И. А. Старовойтова [и др.]. — Могилев : УО «МГОИРО», 2014. — С. 88—91.
15. Сарвира, Е. И. Современные подходы к распространению опыта инновационной деятельности / Е. И. Сарвира, В. В. Тюко // Сборник материалов III съезда учителей и работников образования государств-членов СНГ как фактор повышения качества образования» [Электронный ресурс] / Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь. — Минск, 2014. — С. 445—447.
16. Тюко, В. В. Формирование интеллектуальных умений учащихся на основе решения текстовых задач с одной величиной / В.В. Тюко // Инновации в современном образовании : опыт и перспективы : сборник материалов Международной научно-практической конференции. 30 октября 2014 г., г. Могилев / Ред.совет: И.А. Старовойтова и др. — Могилев : УО «МГОИРО», 2014. С. 264—268.
17. Тюко, В. В. Метапредметный подход как средство развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся / В. В. Тюко // Психолого-педагогическое сопровождение одаренности: материалы Респ. науч.-практ. конф., г. Витебск, 10 апреля 2014 г. — Витебск : УО «ВГУ имени П. М. Машерова». — С. 199—201.
18. Тюко, В. В. Роль учебника математики в формировании общеучебных умений учащихся / В. В. Тюко // Математическое образование: современное состояние и перспективы (к 95-летию со дня рождения профессора А. А. Столяра): материалы Международной научной конференции, 19-20 февраля 2014 г., МГУ имени А. А. Кулешова, г. Могилев. — Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2014. С. 146—147.
19. Тюко, В. В. Ресурсный центр как условие систематизации и распространения опыта инновационной деятельности / В. В. Тюко // Инновации в современном образовании : опыт и перспективы : сборник материалов Международной научно-практической конференции. 30 октября 2014 г., г. Могилев / Ред.совет: И.А. Старовойтова и др. — Могилев : УО «МГОИРО», 2014. С. 75—76.
20. Тюко, В. В. Системный подход к организации исследовательской деятельности учащихся / В. В. Тюко // Августовская конференция педагогических работников. Сборник докладов / Ред.кол.: В. В. Рыжков [и др.]. — Могилев: УО «МГОИРО», 2014. — С.191—195.
21. Тюко, В. В. Современные подходы и направления совершенствования математического образования в Республике Беларусь / В. В. Тюко // Сборник материалов III съезда учителей и работников образования государств-членов СНГ как фактор повышения качества образования» [Электронный ресурс] / Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь. — Минск, 2014. — С. 534—536.
22. Тюко, В. В. Актуальные вопросы преподавания математики в системе повышения квалификации учителей начальных классов / В. В. Тюко // Научно-методическое сопровождение повышения квалификации педагогов: опыт, проблемы, перспективы. Сборник материалов республиканской научно-практической конференции, 28 мая 2015 года, г.Могилев / Ред. Совет : И. А. Старовойтова и [и др.] ; под общ. Ред. В. Н. Гириной, М. В. Ладутько. — Могилев : УО «МГОИРО», 2015. — С. 64—67.
23. Тюко, В. В. Метапредметный подход в Республике Беларусь: от основ к практике / М. В. Василькова, В. В. Тюко // Научно-методическое сопровождение повышения квалификации педагогов : опыт, проблемы, перпективы. Сборник материалов республиканской научно-практической конференции, 28 мая 2015 года, г.Могилев / Ред. совет : И. А. Старовойтова [и др.] ; под общ. ред. В. Н. Гириной, М. В. Ладутько. — Могилев : УО «МГОИРО», 2015. — С. 79—81.
24. Тюко, В. В. Метапредметный подход в современном образовании: теоретико-методологические и психолого-педагогические основы / В. В. Тюко // Метапредметный подход в образовании: от теории к практике : сборник материалов Международной научно-практической конференции. 27 октября 2016 года / ред. кол. : И. А. Старовойтова и [и др.] ; под общ. ред. В. В. Тюко. — Могилев : УО «МГОИРО», 2015. — С. 22—24.
25. Тюко, В. В. Метапредметный подход в решении текстовых задач / В. В. Тюко // Метапредметный подход в образовании: от теории к практике : сборник материалов Международной научно-практической конференции. 27 октября 2015 года / ред. кол. : И. А. Старовойтова и [и др.] ; под общ. ред. В. В. Тюко. — Могилев : УО «МГОИРО», 2015. — С. 240—243.
26. Тюко, В.В. Метапредметный подход как условие повышения качества математического образования / В.В. Тюко // Математическое образование: цели, достижения и перспективы : материалы Респ. науч.-практ. конф., г. Минск, 28 окт. 2015 г. / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка ; редкол.: В. В. Шлыков [и др.], И. Н. Гуло (отв. ред.). — Минск : БГПУ, 2016. — С. 32—34.

[свернуть]

 

Харитонова Ольга Владимировна,
старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Могилевского государственного областного института развития образования.

Область научных интересов: применение современных информационно-коммуникационных технологии в образовании; проектная деятельность учащихся; допрофильное и профильное обучение в современной школе; метапредметный подход в образовании

Подробнее

В 2012 году закончила магистратуру Могилевского государственного университета имени А.А.Кулешова по специальности 13.00.01. – «Общая педагогика, история педагогики и образования»;

Образование: Могилевский государственный университет имени А.А.Кулешова. Присвоена квалификация – физик. Преподаватель физики и информатики.

Повышение квалификации
1. «Методика преподавания с использованием интерактивной доски» (учреждение образования «Республиканский институт профессионального образовании»; г. Минск, январь 2015 г).
2. «Совершенствование образовательного процесса в учреждении дополнительного образования взрослых» (Государственное учреждение образования «Академия последипломного образования», 2018 г.)

Основные публикации (2012-2019 г.г.):
1. Дунаева, О.В. Применение моделирования при изучении основ электрорадиотехники в курсе физики в средней школе/ О.В. Дунаева, В.М. Кротов/ Актуальные вопросы физики и техники. Республиканская научная конференция студентов, магистрантов и аспирантов. Гомельской области. Материалы конференции. – 2012.
2. Дунаева, О.В. Создание компьютерного моделирования при изучении основ электрорадиотехники в курсе физики средней школы/ О.В. Дунаева, В.М. Кротов/ Молодая наука – 2012. Региональная научно-практическая конференция студентов и аспирантов вузов. Могилёвской области. Материалы конференции. – 2012.
3. Дунаева, О.В. Программная реализация криптографических алгоритмов шифрования/ Молодая наука – 2016. Региональная научно-практическая конференция студентов и аспирантов Могилевской области: материалы конференции/под ред. А.В. Бирюкова. – Могилев: МГУ имени А.А.Кулешова, 2016. – с.106.
4. Харитонова, О.В. Эффективное обучение с помощью ИКТ/ О.В. Харитонова/ Научно-методическое сопровождение повышения квалификации педагогов: опыт, проблемы, перспективы: сборник тезисов IV Республиканской научно-практической конференции / редкол.: М.М.Жудро [и др.]; под общ. ред.В.Н.Гириной. – Могилев: МГОИРО, 2018. – С.229-231.
5. Харитонова, О.В. Содержание понятия научности обучения в курсе физике в средней школе/ О.В. Харитонова / Современное образование: мировые тенденции и региональные аспекты: сборник статей IV Международной научно-практической конференции, 9 ноября 2018 года / редкол.: М.М.Жудро [и др.]; под общ. ред. Т.И.Когачевской. – Могилев: МГОИРО, 2018. – с.81-83
6. Харитонова, О.В. О реализации принципа научности при обучении физике / О.В. Харитонова, В.М. Кротов// Молодая наука – 2019. Региональная научно-практическая конференция студентов и аспирантов вузов. Могилёвской области. Материалы конференции. – Могилев, 2019.
7. Харитонова, О.В. Эффективное обучение с помощью ИКТ/ О.В. Харитонова, Т.И. Судорева / Научно-методическое сопровождение повышения квалификации педагогов: опыт, проблемы, перспективы: сборник тезисов V Республиканской научно-практической конференции / редкол.: М.М.Жудро [и др.]; под общ. ред.В.Н.Гириной. – Могилев: МГОИРО, 2019.
8. Харитонова, О.В. О содержании принципа научности при обучении учащихся учреждений общего среднего образования / О.В. Харитонова // Вестник МГИРО. – 2019. – № 2.
9. Харитонова О.В. Пути обеспечения принципа научности при изучении раздела «Электродинамика»/ О.В. Харитонова // Международная научная конференция «ОПТИКА НЕОДНОРОДНЫХ СТРУКТУР 2019» . Материалы конференции. – Могилев, 2019.

[свернуть]

 

Попова Людмила Николаевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Могилевского государственного областного института развития образования.

Область научных интересов: методика преподавания русской литературы, теория литературы, литературоведческий анализ произведений Я. Коласа; культурологические, этические, педагогические, психологические аспекты художественных текстов, а также духовно-нравственная составляющая в произведениях белорусских и русских писателей; менталитет белорусов. Общая и социальная педагогика.

Подробнее

Биографические сведения:
Родилась в г. Бобруйске. В 1974 г. окончила Могилевское музыкальное училище им. Н. А. Римского-Корсакова. В 1984 г. окончила филологический факультет Могилевского педагогического института им. А. А. Кулешова. С 1990 года работала по совместительству в Могилевском педагогическом институте им. А. А. Кулешова. В 1991 начала трудиться на кафедре русской и зарубежной литературы Могилевского педагогического института им. А. А. Кулешова. В 1998 г. окончила аспирантуру Московского педагогического государственного университета по специальности «Теория и методика обучения литературе». В мае 1999 г. в МПГУ защитила кандидатскую диссертацию по теме «Изучение русских народных песен на уроках литературы в 5–7 классах средней школы Республики Беларусь» (научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор В. Ф. Чертов). Кандидат педагогических наук (1999). Доцент (2004).

Преподаваемые дисциплины:
В течение трудовой деятельности были разработаны и реализованы в учебном процессе следующие курсы: «Методика преподавания русской литературы», «Современные педагогические технологии преподавания русской литературы» «Педагогическая практика», «Выразительное чтение»; «Русский фольклор», «Русская детская литература», «Мировая детская литература», «Древняя русская литература», «Литература 18 века», «Русская литература 19 века», «Русская литература 20 века», «Мировая и отечественная литература», «Литература русского зарубежья»; «Введение в литературоведение», «Теория литературы»; «История русской литературы», «Русский язык как иностранный» (на подготовительном отделении); «Основы педагогики и психологии».
В настоящее время преподаю следующие курсы: «Методика преподавания русской литературы», «Современные педагогические технологии преподавания русской литературы», «Введение в педагогическую профессию».
Сотрудничаю с кафедрой методики преподавания литературы Московского ГПИ, со школами города Могилева.
В период с 2004 по 2006 г. подготовила 2 призера республиканских конкурсов студенческих научных работ.
С 2006 по 2010 г. входила в состав ВНК «Менталитет и ценностные ориентации белорусов в творчестве Я. Коласа».

Хобби: Рукоделие. Фитнес. Изобразительное искусство (живопись, масло).

Методическая направленность:
1. Лирика 10–30-х годов Я. Коласа. Топос дороги / Международная научно-практическая конференция «Литературное образование: современное состояние, перспективы, технологии» 15 Голубковские чтения. Москва, 2007.
2. Формирование у студентов представлений о концепте «дом» (на материале поэмы Я. Коласа «Новая зямля» и повести «Рыбакова хата») / Международная научно-практическая конференция «Литературное образование в 21 веке: социокультурные и научно-методические аспекты» 16 Голубковские чтения. Москва, 2008.
3. К проблеме ментальности белорусов в произведениях 30-х годов Я. Коласа / Международная научно-практическая конференция «Литературное образование и духовно-нравственное развитие личности» 17 Голубковские чтения. Москва, 2009.
4. Художественные образы рассказов Я. Коласа и М. Зарецкого в педагогическом познании / Международная научно-практическая конференция «Учитель-словесник и современный образовательный процесс» 18 Голубковские чтения. Москва, 2010.

Участница более 60 научных конференций, в том числе 45 международных, из них 16 зарубежных. Автор более 60 научных и учебно-методических публикаций.

[свернуть]

 

Сипайло Елена Викторовна,
старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Могилевского государственного областного института развития образования.

Подробнее

Основные публикации (1998-2012 г.г.):
1. Сипайло, Е.В. О некоторых особенностях романа А.Платонова «Чевенгур» / Е.В. Сипайло // Сборник научных работ молодых ученых и аспирантов. – Могилев, 1998. – С. 175-182.
2. Сипайло, Е.В. Мифопоэтическое время в романе А.Платонова «Чевенгур». / Е.В. Сипайло // Учебно-методичёское пособие для студентов. Методология изучения литературы и основы анализа художественного текста. – Минск, 1998. – 7 с.
3. Сипайло, Е.В. Метафизика смерти у А. Платонова. / Е.В. Сипайло // Современные подходы к изучению национальной и зарубежной литературы в школе и вузе. – Материалы научно-методической конференции 15-18 октября 1996 г. – Могилев, 1996. – С. 26-28.
4. Сипайло, Е.В. Пушкинские мотивы в творчестве А. Платонова. / Е.В. Сипайло // Республиканская научная конференция, посвященная проблемам изучения творчества П.С.Пушкина в школе и вузе. – Минск, 1998.
5. Сипайло, Е.В. Элементы фольклорно-мифологической символики в образах героев романа А. Платонова «Чевенгур». / Е.В. Сипайло // Взаимодействие литератур в мировом литературном процессе. Проблемы теоретической и исторической поэтики. – Материалы международной научной конференции 15-17 апреля 1998 г. – Гродно, 1998. – С. 318-324.
6. Сипайло, Е.В. Библейские мотивы в романе А.Платонова «Чевенгур». / Е.В. Сипайло // Славянскія літаратуры ў сусветным кантэксце: матэрыялы III Міжнароднай навуковай канферэнцыі. Мінск, 18-20 лістапада 1997г. У 2 ч. – Мінск; БДУ, 1999. – С. 154-155.
7. Сипайло, Е.В. Миф в творчестве А.Платонова. / Е.В. Сипайло // Сборник «Актуальные проблемы гуманитарных наук». – Могилев, 2000. – С. 99-101.
8. Сипайло, Е.В. Время в романе А.Платонова «Чевенгур». / Е.В. Сипайло // Куляшоўскія чытанні. – Могилев, МГУ. 2002. – С. 140-142.
9. Сипайло, Е.В. Практикум по детской литературе. / Е.В. Сипайло // Для студентов ФПиПД и ПМНО. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. – 1 п.л.
10. Сипайло, Е.В. Символы жизни и смерти в романе А.Платонова «Чевенгур» / Е.В. Сипайло // У ракурсе сучаснага асэнсавання. Міккафедральны зборнік навуковых прац. Філалогія. Выпуск 2. – Магілёу: МДУ імя. А.А.Куляшова, 2004. – С. 146 152. (0,4 пл.).
11. Сипайло, Е.В. Роль книги в структуре романа А.Платонова «Чевенгур». / Е.В. Сипайло // Конференция, посвященная памяти К.М.Гюлумянц. – 6 мая, 2004 г., Минск, ЧУО «БИП». – Мн., 2004. – С. 106-107. (0,1 пл.).
12. Сипайло, Е.В. Символика воды в романе А. Платонова «Чевенгур». / Е.В. Сипайло // Актуальныя праблемы філалагічных навук: Матэрыялы навуковай Міжвузаўскай канферэнцыі, прысвечанай памяці К.М.Гюлумянц. – 6 мая, 2004 г., Минск, ЧУО «БИП». – С. 82-84. (0,1 пл.).
13. Сипайло, Е.В. Творчество А.Платонова и фольклорная традиция. / Е.В. Сипайло // Куляшоўскія чытанні. Матэрыялы Міжнароднай канференцыі 11-12 снежня 2003 г. Ч. 2. Магілёў, 2004. – С. 200-202. (0,2 пл.).
14. Сипайло, Е.В. Женские образы и отношение к женщине в романе А. Платонова «Чевенгур». / Е.В. Сипайло // Научно-методическая конференция преподавателей и сотрудников по итогам научно-исследовательской работы в 2004 г.
15. Сипайло, Е.В. Специфические черты языковой ситуации в романе А. Платонова «Чевенгур». / Е.В. Сипайло // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук в условиях современных интеграционных процессов. Материалы международной научной конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. 12 мая 2006. Минск. – С. 394-395.
16. Сипайло, Е.В. Топос пространства в романе А. Платонова «Чевенгур». / Е.В. Сипайло // Проблемы славянской культуры и цивилизации. Материалы VIII международной научно-методической конференции. – Уссурийск, 2006. – С. 219-222.
17. Сипайло, Е.В. Тема смерти в романе А. Платонова «Чевенгур» / Е.В. Сипайло // У ракурсе сучаснага асэнсавання: мтжкафедральны зб. навуковых прац: Фшалопя. Вып. 3 – Магілёў: УА «МДУ імя А. А. Куляшова», 2007 . – С. 85-92.
18. Сипайло, Е.В. Фольклорно-мифологический контекст в романе А. Платонова «Чевенгур» / Е. В. Сипайло // У ракурсе сучаснага асэнсавання: міжкафедральны зб. навуковых прац: Філалогія. Вып. 5 / пад рэд. А.А.Лаўшук. – Магілёў: УА «МДУ імя А. А. Куляшова», 2011 — С. 63-70.
19. Сипайло, Е.В. Кладбищенский локус в романе А. Платонова «Чевенгур» / Е. В. Сипайло // Мировой литературный процесс: автор-жанр-стиль: сборник научных трудов; под общ. ред. Т.В.Сенькевич. – Брест: БрЕУ, 2011. — С. 162-164.
20. Сипайло, Е.В. Категория пространства в романе А. Платонова «Чевенгур» / Е.В. Сипайло // Русистика и современность: Литературоведение: сборник научных статей по материалам IX Международной научной конференции, посвященная 100-летию со дня рождения академика Дмитрия Сергеевича Лихачева (г. Одесса, 4-7 октября 2006 г.) / ред. кол: Е. М. Черноиваненко, И. Я. Матковская, В. Б. Мусий [и др.]; М-во образования и науки Украины; Междунар. и украин. ассоциации препод. русск. языка и литературы; Одес. нац. ун-т им. И. И. Мечникова. – Одесса: Астропринт, 2007. – С. 151-159.
21. Сипайло, Е. В. Элементы ритуально-мифологической семантики в романе А. Платонова «Чевенгур» / Е.В. Сипайло // Русистика и современность: Литературоведение: сборник научных статей по материалам XII Международной научной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения Николая Васильевича Еоголя (г. Одесса, 30 сент. – 3 окт. 2009) / ред. кол: Е. М. Черноиваненко, И. Я. Матковская, В. Б. Мусий [и др.]; М-во образования и науки Украины; Междунар. и украин. ассоциации препод. русск. языка и литературы; Фонд «Русский мир»; Одес. нац. ун-т им. И. И. Мечникова. — Оде-са: Астропринт, 2010. – С. 373-382.
22. Сипайло, Е.В. Канцелярско-деловые обороты в повести А. Платонова «Котлован» / Е.В. Сипайло // Материалы научно-методической конференции преподавателей и сотрудников по итогам научно-исследовательской работы в 2007 г (7-8 февраля 2008 г.) / под ред. А.В. Иванова – Могилев: МГУ им А.А. Кулешова, 2008. – С. 207-209.
23. Сипайло, Е.В. Мифологическое содержание романа А. Платонова «Чевенгур» / Е.В. Сипайло // Филология и лингвистика: Современные тренды и перспективы исследования: материалы I международной научно-практической конференции (г. Краснодар 30 сентября 2011 г.).
24. Сипайло, Е.В. Символика пустоты в романе А. Платонова «Чевенгур» / Е.В. Сипайло // Куляшоўскія чытанні мат-лы Междунар. научн.-практ. конф. (26-27 апреля 2012г.). – Могилёв: УО «МГУ им. А. А. Кулешова», 2012. – С. 277-279.

[свернуть]

 

Старовойтов Леонид Евгеньевич,
кандидат физико-математических наук; доцент.

Область научных интересов: взаимодействие излучения с веществом; применение методов отражения излучения к исследованию оптических свойств поверхности.

Подробнее

Родился 14.08.1954, д. Малые Хольневичи, Крупский район, Минская область. Физик-оптик. Кандидат физико-математических наук (1992), доцент (1994). С1980 по 2019 гг. работал в Могилевском государственном университете им. А.А.Кулешова (с 1980 г. в должности ассистента, старшего преподавателя, доцента, заведующего кафедрой общей физики, с 1992г. по 30 июня 2015 – декан физико-математического факультета, с 01 июля 2015 по июль 2019 гг. – декан факультета математики и естествознания).

Образование: Могилевский государственный педагогический институт (специальность «Физика. Математика», 1978), Институт физики АН БССР (аспирантура, специальность «Оптика», 1986).

Место работы, должность: Могилевский государственный областной институт развития образования, доцент кафедры педагогики и психологии.

Награды: Благодарность Президента Республики Беларусь (2009), По-четная грамота Совета Министров Республики Беларусь (2008), нагрудный знак «Выдатнік адукацыі» (2004), Почетная грамота Министерства образования Республики Беларусь (1998, 2007), медаль Франциска Скорины (2014).
E-mail: starlev@tut.by

Основные публикации:
1. Исследование оптической неоднородности планарных полимерных систем методами отражения : автореферат диссертации … кандидата физико-математических наук : 01.04.05 / Старовойтов Леонид Евгеньевич. — Минск, 1992.
2. Курс общей физики : пособие для студентов физико-математических факультетов. Ч. 1 / В. И. Веракса, Л. Е. Старовойтов. — Могилев, 2004.
3. Практические занятия по курсу общей физики / В. И. Веракса, Г. А. Ефимчик, Л. Е. Старовойтов. — Могилев, 2003.
4. Босова, Л.Л., Гостевич, Т.В., Лещенко, Л.В., Старовойтов, Л.Е. Ученый, педагог, мудрый наставник (к 100-летию со дня рождения А.А. Столяра) /Математика в школе. – 2019. – №4. – С.70-78.
5. Николаева, В.В., Старовойтов, Л. Е., Чеботаревский, Б. Д. Математическое образование: современное состояние и перспективы /Матэматыка. – 2019. №3. – С. 58-63.
6. Старовойтов Л.Е., Стаськов, Н.И. Влияние параметров контактных слоев между световодом и исследуемой средой на ее спектрально-оптические характеристики. Материалы конференции «Измерительные устройства на диэлектрических волноводах оптического диапазона», 1983, Т.2, С.99-100.
7. NI Stas’ kov, LE Starovoitov. Effects of optical anisotropy on transmission IR band shapes for polymer films with planar macromolecule orientation. Journal of Applied Spectroscopy, 1986/7/1, Part 45, №1, З. 728-732.
8. Старовойтов Л.Е., Гусев С.С., Фригин В.Ф. Оптические свойства приповерхностных слоев изотропных пленок полиэтилентерефталата разной плотности. Журнал «Высокомолекулярные соединения», №10, С. 2042-2046.
9. Кабаев М.М., Гусев С.С., Старовойтов Л.Е. Особенности молеку-лярного и надмолекулярного строения полимерных покрытий, нанесенных в вакууме. Материалы конференции «Вакуумные покрытия-87. 4-я Науч.-техн. конф.,», 1987, – Том 2, С.125-126.
10. L Ye Starovoitov, SS Gusev, VF Frigin. Optical properties of the near-surface layers of isotropic films of polyethylene terephthalate of different densities. Polymer Science USSR, 1987/1/1, 2237-2242
11. Эллипсометрия двухслойных полимерных систем. Поверхность. Физика, химия, механика, 1989, №5, С. 89-93.
12. Гусев С.С., Старовойтов Л.Е. О химической негомогенности жир-ных кислот на оптических подложках. Веснік Магілёўскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя А.А. Куляшова, 2001, №1 (8), с. 66-70.
13. Лебедев В.И., Стаськов Н.И., Старовойтов Л.Е. Лабораторные работы по оптике, Могилевский государственный университет имени АА Кулешова, 2002.
14. Старовойтов Л.Е., Ткачёв Д.В., Романенко А.А., Томов А.В., Гусев С.С. Об эффективности моделирования при решениях обратных задач эллипсометрии прозрачных сред. Международная научно-практическая конференция «Оптика неоднородных структур — 2011», Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова (Могилев), – С.68-71.
15. Л. Е. Старовойтов, В. И. Веракса. Учебник как средство управления дидактическим процессом. Учебники естественнонаучного цикла в системе среднего и высшего образования: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф., 16-17 мая 2012 г., МГУ им. А.А.Кулешова, г. Могилев. – Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», 2012. – 356 с.: ил. – С. 188-191.
16. Старовойтов Л.Е. Информационные технологии в преподавании курса общей физики как средство обеспечения качества образования. Актуальные направления развития современной физики и методики ее преподавания в вузе и школе: материалы VII международной научно-практической конференции / под ред. И.В. Бурковой. – Борисоглебск: ФГБОУ ВПО «Борисоглебский ГПИ», 2012. – 195 с. – С. 67-71.
17. Старовойтова Т.С., Старовойтов Л.Е. Проектирование методики обучения будущих учителей математики в условиях факультативных курсов. «Пути повышения качества профессиональной подготовки педагога: материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Мозырь, » 29-30 марта 2012 г. Мозырь: УО МГПУ им. И.П.Шамякина, 2012. – 297 с. – С. 94-96.
18. Старовойтов, Л. Е. Формирование познавательной самостоятельности студентов в условиях учебно-методического комплекса. Математическое образование: цели, достижения и перспективы: материалы Респ. науч.-практ. конф, г. Минск, 30 окт. 2013 г. / Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка ; редкол.: В. В. Шлыков, В. А. Шилинец, С. И. Василец (отв. ред.) и др. – Минск: БГПУ, 2013. – 256 с.: ил. – С. 73-77.
19. Старовойтов, Л. Е. Состояние и перспективы научно-исследовательской работы в области методики преподавания математики на физико-математическом факультете. Математическое образование: современное состояние и перспективы (к 95-летию со дня рождения профессора А. А. Столяра): материалы Международной научной конференции, 19-20 февраля 2014 г., МГУ имени А. А. Кулешова, г. Могилев. – Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2014. – 396 с. – С. 3–6.
20. Старовойтов, Л. Е. Использование информационных технологий при подготовке дипломных работ по курсу общей физики студентами специальности «Математика и Физика». Математическое образование: современное состояние и перспективы (к 95-летию со дня рождения профессора А. А. Столяра): материалы Международной научной конференции, 19-20 февраля 2014 г., МГУ имени А. А. Кулешова, г. Могилев. – Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2014. – 396 с. – С. 377–379.
21. Старовойтов, Л. Е. Внедрение элементов современных технологий обучения на физико-математическом факультете. Математические и физические методы исследований: научный и методический аспекты : сб. матер. Респ. науч.-практ. конф., посвящ. 450-летию со дня рождения Г. Галилея, Брест, 17–18 апр. 2014 г. / Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина ; под общ. ред. Н.Н. Сендера. – Брест : БрГУ, 2014. – 298 с. – С. 258 – 261.
22. Старовойтов, Л. Е. О развитии физической науки и физического образования на физико-математическом факультете МГУ имени А. А. Кулешова. Физическое образование: современное состояние и перспективы: мат-лы Респуб. науч.-метод. семинара, посвященного 65-летию физ.-мат. фак-та МГУ имени А. А. Кулешова, 16 октября 2014 г.. – Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2014. –124 с. – С. 3-6.
23. Старовойтов, Л. Е., Старовойтова, Т. С. Некоторые направления совершенствования профессиональной подготовки студентов физико-математического факультета. Непрерывное образование в современном мире: история, проблемы, перспективы. Материалы III Всероссийской с международным участием заочной научно-практической конференции (27 марта 2015 г.). – М.: Издательство «Перо», 2015. – 238 с. – С. 189-192.
24. Старовойтов, Л. Е. Преемственность в реализации теоретической подготовки студентов по курсу общей физики и методической подготовки при выполнении дипломных работ. Математические и физические методы исследований: научный и методический аспекты : сб. матер. Респ. науч.-практ. конф., посвящ. 85-летию лауреата Нобелевской премии Ж.И. Алферова, Брест, 16–17 апр. 2015 г. / Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина; под общ. ред. Н.Н. Сендера. – Брест : БрГУ, 2015. – 250 с. – С. 215-217.
25. Старовойтов, Л. Е. Исследование плёнок полиимида методом спектроэллипсометрии. Математические и физические методы исследований: научный и методический аспекты : сб. матер. Респ. науч.-практ. конф., посвящ. 85-летию лауреата Нобелевской премии Ж.И. Алферова, Брест, 16–17 апр. 2015 г. / Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина ; под общ. ред. Н.Н. Сендера. – Брест : БрГУ, 2015. – 250 с. – С. 212-214.
26. Старовойтов, Л. Е. Некоторые средства управления дидактическим процессом при подготовке будущих учителей физики. Засоби і технології сучасного навчального середовища: Матеріали конференції, м. Кіровоград, 22-23 травня 2015 року./Відповідальний редактор: С.П.Величко – Кіровоград: ПП «Ексклюзив-Систем», 2015. – 196 с. – С. 86-88.
27. Старовойтов, Л. Е., Гусев, С. С., Ткачев, Д. В. Влияние поверхностного слоя на эллипсометрические параметры. Оптика неоднородных структур– 2015: материалы IV Международной научно-практической конференции, г. Могилев, 29–30 октября 2015 г. / редкол. : А. Б. Сотский (отв. ред.) [и др.]. – Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2015. – 176 с. – С. 64-67.
28. Старовойтов, Л. Е., Веракса, В. И. УМК «Механика» и его и использование при организации самостоятельной работы студентов. Оптика неоднородных структур– 2015: материалы IV Международной научно-практической конференции, г. Могилев, 29–30 октября 2015 г. / редкол.: А. Б. Сотский (отв. ред.) [и др.]. – Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2015. – 176 с. – С. 157-159.
29. Старовойтова, Е. Л. , Старовойтов, Л. Е. Методическая составляющая подготовки будущего учителя математики и физики к использованию информационных технологий. Математическое образование: цели, достижения и перспективы : материалы Респ. науч.-практ. конф., г. Минск, 28 окт. 2015 г. / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка ; редкол.: В. В. Шлыков [и др.], И. Н. Гуло (отв. ред.). – Минск : БГПУ, 2015. – 160 с. – С. 63-65.

[свернуть]