Формирование психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) учащихся

Воспитание личности осуществляется под влиянием целого ряда факторов. Фундаментальным социальным институтом, обеспечивающим устойчивость человеческого общества, его воспроизводство и развитие, на протяжении многих столетий остается семья. Семья рассматривается как первый и в идеале последний рубеж защиты детей, любви к ним. Неразрывным остаётся вопрос взаимодействия семьи и школы – учреждения, которое с малых лет посещает каждый ребенок.

На современном этапе развития общества актуальной задачей для учреждений образования является целенаправленная деятельность по активизации воспитательного потенциала семей обучающихся, формированию культуры семейных отношений, оказанию семье необходимой психолого-педагогической помощи и поддержки, приданию семейному воспитанию целенаправленного, общественно значимого характера, в целом созданию условий для формирования педагогической культуры родителей.

На протяжении двух лет (с 2019 по 2021 гг.) в 13 учреждениях образования Могилевской области реализовывался инновационный проект по теме «Внедрение модели развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) учащихся».

19 мая 2021 года в учреждении образования «Могилевский государственный областной институт развития образования» проводился семинар для педагогических работников учреждений дошкольного и общего среднего образования по теме «Теоретико-методологические и научно-практические аспекты формирования психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) учащихся». В рамках семинара был представлен опыт педагогических коллективов государственных учреждений образования, реализовавших инновационный проект.

Участниками мероприятия стали 100 педагогических работников из 96 учреждений образования области.

В ходе семинара были предложены разнообразные формы взаимодействия учреждения образования и родителей:
— детско-родительский клуб (Старовойтова Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы ГУО «Бельский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа»);
— издание информационно-методического журнала для родителей «Территория детства» (Павленко Елена Николаевна, заместитель заведующего по основной деятельности ГУО «Ясли-сад № 1 г. Круглое»);
— дистанционные формы (Волкова Татьяна Святославовна, учитель информатики ГУО «Средняя школа № 1 г. Могилева»).

Педагог-психолог ГУО «Средняя школа № 4 г. Осиповичи» Ермолович Елена Викторовна, представила свою систему работы с родителями, учащимися и учителями в рамках реализации инновационного проекта.
О роли семейных традиций в воспитании обучающихся рассказала Блахина Марина Валерьевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГУО «Добровский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа Горецкого района».
Систему взаимодействия семьи и школы в профессиональном самоопределении обучающихся в условиях современного общества продемонстрировал Петракович Александр Викторович, заместитель директора по воспитательной работе ГУО «Средняя школа № 16 г. Бобруйска».

Подводя итого семинара, Антипова Елена Владимировна, старший преподаватель кафедры педагогики УО «Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова», консультант инновационного проекта, еще раз озвучила теоретико-методологические и научно-практические аспекты формирования психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) учащихся. Кроме того, Елена Владимировна отметила практическую значимость представленного опыта и обозначила направления дальнейшей работы после завершения реализации проекта.

Дыбаль Наталья Александровна, начальник отдела педагогических инноваций УО «Могилевский государственный областной институт развития образования». Контактная информация: тел.: (0222) 40-03-71.