Научное общество учащихся как фактор эффективного развития исследовательской деятельности в учреждении образования

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Уже в начальной школе можно встретить таких учащихся, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

14 мая 2021 г. в УО «Могилевский государственный областной институт развития образования» в режиме онлайн состоялась панорама опыта «Организация работы научного общества учащихся как средство повышения престижа учреждения образования и популяризации научных знаний», в которой участвовало 35 педагогических работников учреждений общего среднего образования.

Активное участие в панораме опыта приняли:
Бурачевская Оксана Леонидовна, заместитель директора по учебной работе ГУО «Средняя школа № 32 г. Могилева»;
Гришанова Наталья Владимировна, учитель химии ГУО «Средняя школа № 45 г. Могилева»;
Дроздова Екатерина Леонидовна, учитель английского языка, и Лабкова Инга Дмитриевна, учитель биологии ГУО «Средняя школа № 28 г. Могилева»;
Трифонов Михаил Михайлович, учитель физики ГУО «Комсеничский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа» Круглянского района;
Тужикова Наталья Михайловна, учитель химии ГУО «Средняя школа № 2 г.Чаусы»;
Шараева Ирина Васильевна, учитель белорусского языка и литературы ГУО «Средняя школа № 41 г. Могилева»;
Шилко Елена Михайловна, учитель химии ГУО «Средняя школа № 27 г. Могилева»;
Шкурко Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа № 18 г. Могилева»;
Шулерман Галина Михайловна, учитель истории ГУО «Средняя школа № 17 г. Могилева».

Спектр рассматираемых вопросов был очень разнообразным. Вот примеры некоторых из них: система работы школы по организации исследовательской деятельности учащихся; роль научного общества учащихся в подготовке победителей республиканского конкурса работ исследовательского характера; научное общество учащихся как проводник практик образования в интересах устойчивого развития учреждения образования; особенности организации работы научного общества: от истоков к успеху; организация работы научного общества учащихся для формирования исследовательских компетенций учащихся с использованием возможностей STEM-центра и др.
Целью работы научного общества учащихся является, как правило, развитие творческих  способностей учащихся, создание системы поиска, развития и поддержки юных талантов. Кроме того, принимая участие в работе НОУ, учащиеся получают дополнительную научную информацию, которая существенно помогает им не только при освоении наук школьной программы, но и в дальнейшем обучении.
Многие педагоги-энтузиасты, руководители научного общества учащихся, активно изучают все вопросы по данному направлению работы, находят необходимую информацию в интернете, занимаются самообразованием, перенимают эффективный педагогический опыт у своих коллег, участвуют в семинарах, повышении квалификации и т.д.

Если педагог занимается исследовательской работой со своими воспитанниками в урочное и внеурочное время, то качественно меняется и сам характер обучения: во-первых, учащийся сам выбирает интересующую лично его тему исследования, что является одним из показателей эффективности и успешности этой работы; во-вторых, он движется в индивидуальном темпе, объем работы соответствует его склонностям и возможностям.
Кроме того, выполнение исследования качественно меняет отношение ученика к учебе и к смыслу своего времяпровождения в школе. И тому есть немало примеров, когда именно выполнение индивидуального исследовательского проекта вскрывало в среднеуспевающем ученике творческую и неординарную личность.
Всему этому и способствует работа научного общества учащихся, которое является средством повышения престижа учреждения образования и популяризации научных знаний.
При подведении итогов мероприятия участники отметили его актуальность и значимость, возможность применения полученных знаний в своей дальнейшей деятельности.

Сарвира Елена Ивановна, методист отдела педагогических инноваций УО «Могилевский государственный областной институт развития образования». Контактная информация: тел.: (0222) 40-03-71; email: innov@mogileviro.by.