Организация поисковой деятельности учащихся начальных классов на уроках по учебному предмету «Русский язык»

14 мая 2021 г. в учреждении образования «Могилевский государственный областной институт развития образования» прошел зональный семинар-практикум для учителей начальных классов учреждений общего среднего образования по теме «Организация поисковой деятельности учащихся начальных классов на уроках по учебному предмету «Русский язык». Присутствовали педагогические работники учреждений образования Быховского, Горецкого, Чаусского, Шкловского районов и г. Могилева.
Зональный семинар проводился с целью повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в организации поисковой деятельности учащихся начальных классов на уроках по учебному предмету «Русский язык».
Работу семинара открыла Войтова С.В., методист отдела дошкольного и начального образования. После приветственных слов Войтова С.В. акцентировала внимание педагогов, участников семинара, на актуальности темы семинара, отметила, что исследовательское отношение к действительности – одно из наиболее значимых качеств личности. Исследовательская деятельность младших школьников обеспечивает условия для продуктивного развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством активизации обучающихся, формирования у них интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого материала, формирует общеучебные (метапредметные) умения, способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Также Войтова С.В. познакомила педагогов с программой работы семинара-практикума.

С приветственным словом к участникам семинара также обратилась Малашенко Н.А., заместитель начальника отдела по образованию Быховского райисполкома.
По вопросу «Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников в учебной деятельности» выступила Демьянович Н.М., начальник центра дошкольного, начального и специального образования учреждения образования «Могилевский государственный областной институт развития образования». Она актуализировала знания учителей о группах исследовательских умений и навыков, которые необходимо формировать у младших школьников, обратила особое внимание на важность умения учащихся работать с текстовой информацией.

Опытом работы по формированию исследовательских умений и навыков поделились учителя начальных классов учреждений общего среднего образования Быховского района. Были освещены (с позиции накопленного опыта работы) следующие вопросы:
проблемное обучение на уроках русского языка в начальных классах (Качура-Жданович Т.З., учитель высшей квалификационной категории ГУО «Обидовичский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа»);
исследования учащихся (на примере сетевого проекта «Жила на свете сказка») (Зелепужина А.Н., учитель высшей квалификационной категории ГУО «Ворониновский учебно-педагогический комплекс детский сад – базовая школа»);
организация поисковой деятельности младших школьников на уроках по предмету «Русский язык» (Русенок Г.В., учитель первой квалификационной категории ГУО «Глухский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа»);
организация поисковой деятельности младших школьников при изучении словарных слов на уроках по предмету «Русский язык» (Коношенко Галина Владимировна, учитель высшей квалификационной категории ГУО «Годылёвский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа»);
организация поисковой деятельности младших школьников при проведении нестандартных уроков по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» (литературное чтение) (Заева А.П., учитель высшей квалификационной категории ГУО «Средняя школа № 3 г. Быхова»).

В заключение Войтова С.В. подвела итоги работы семинара-практикума. Было отмечено, что задачи, поставленные данным образовательным мероприятием, выполнены: были расширены и систематизированы знания педагогов о научно-методических основах применения на уроках по учебному предмету «Русский язык» поисковых методов обучения, о применении методов и приемов исследовательского обучения для включения учащихся в собственную исследовательскую практику. Опыт работы учителей начальных классов учреждений общего среднего образования Быховского района по формированию исследовательских умений и навыков учащихся на уроках по учебному предмету «Русский язык» интересен и полезен. Наряду с тем что учитель на уроке формирует глубокие и прочные знания, он еще решает задачу развития творческих способностей, формирования таких умений и навыков, с помощью которых каждый учащийся может самостоятельно добывать новые знания. Организация поисковой деятельности на уроках способствует активизации познавательной активности учащихся, выработке психологической установки на преодоление познавательных трудностей, развитию творческих способностей.
При проведении итогов семинара-совещания были изучены мнения участников, которые позволили сделать вывод о его актуальности и практической значимости для учителей.

Светлана Викторовна Войтова, методист отдела дошкольного и начального образования учреждения образования «Могилевский государственный областной институт развития образования». Контактная информация: тел.: (0222) 74-08-59, e-mail: nach.classy@gmail.com