Формирование социально-правовой компетентности подростков

Современная образовательная политика Республики Беларусь к числу важных воспитательных задач относит формирование социальной правовой компетентности детей и молодежи. Не секрет, что именно подростковый возраст является проблемным для всех субъектов профилактики: школы, семьи, правоохранительных органов. Но именно в этом периоде закладываются основы сознательного, осмысленного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и установок, происходит становление подготовленной к самостоятельной жизни личности, способной занимать активную гражданскую позицию и жить в соответствии с приобретаемыми социально-правовыми нормами и правилами.

Открывая 22 января семинар-практикум «Формирование социально-правовой компетентности подростков» Ирина Казимировна Мулерова, начальник отдела воспитательных систем и технологий учреждения образования «Могилевский государственный областной институт развития образования», отметила его актуальность и важность: «Кто, как не педагог, знает всю глубину и обоснованность социальной работы с подростками, особенность проблемных ситуаций, возникающих в этом возрасте, умеет и должен проводить целенаправленную работу по формированию у несовершеннолетних правосознания и правовой культуры?».

Организатор и модератор семинара-практикума, методист отдела воспитательных систем и технологий учреждения образования «Могилевский государственный областной институт развития образования» Елена Михайловна Гвоздева, обозначила цель вебинара: повышение профессиональных компетенций педагогических работников в рамках углубления методологического инструментария по правовому просвещению обучающихся. При этом Елена Михайловна подчеркнула, что правовое просвещение – это комплексная задача, на которую ориентировано не только педагогическое сообщество, но и другие участники образовательного и воспитательного процесса: правоохранительные органы, молодежные и иные общественные объединения, опыт работы которых будет полезен участникам.

Далее выступил Демидович Артем Геннадьевич, старший инспектор управления охраны правопорядка и профилактики УВД Могилевского облисполкома. Он рассказал об итогах работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и мерах по дальнейшему развитию системы профилактики в нашей области. Было отмечено, что благодаря слаженному взаимодействию всех субъектов профилактики в Могилевской области снизился уровень правонарушений и преступлений, совершенных подростками. Безусловно, в целях профилактики противоправного поведения необходимо формировать правовую компетентность несовершеннолетних. Вместе с тем, отметил Артем Геннадьевич, год от года увеличивается число правонарушений в области информационной безопасности, поэтому и педагогу, и социальному работнику, и милиционеру нужно быть «на одной волне» с подростками, знать их увлечения и сместившиеся акценты в сфере информационных и коммуникационных технологий.

Главный специалист Могилевского областного комитета ОО БРСМ Глеб Вадимович Кулешов в своем выступлении рассказал о деятельности молодежных отрядов правопорядка, действующих в Могилевской области. Он подчеркнул, что вступить и быть членом такого отряда может лишь человек, ранее не привлекавшийся к административной и уголовной ответственности и не имеющий дисциплинарных взысканий в настоящее время.
«Организация предпрофильного юридического класса как одна из форм развития социально-правовых компетенций обучающихся» – тема выступления Юлии Викторовны Маталиной, заместителя директора по воспитательной работе ГУО «Гимназия №3 г.Могилева». Опыт работы юридических классов в Могилевской области пока не очень большой, но, как показывает практика, в учреждениях образования, где были организованы факультативы правовой направленности, отмечено снижение уровня подростковой преступности.

Наверное, ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что формировать социально-правовую компетентность несовершеннолетних необходимо на научной, системной основе, с учетом сложившейся социальной действительности и развитием интереса к нравственным и правовым идеалам современного общества. О теоретических основах формирования правовых знаний поведала участникам вебинара Анна Семеновна Андрианова, старший преподаватель кафедры правовых дисциплин УО «Могилевский институт МВД Республики Беларусь», а методист отдела воспитательных систем и технологий учреждения образования «Могилевский государственный областной институт развития образования» Валерий Николаевич Сидоренко обратил внимание участников на целесообразность формирования практических компонентов правовой компетенции и их содержании.

Подводя итоги семинара-практикума, Елена Михайловна Гвоздева отметила, что заявленная тема весьма актуальна и востребована, о чем говорит большое количество участников. Одних только зарегистрированных точек доступа было более 95. Это – на пределе технических возможностей для подключения в режиме удаленного доступа. И такой интерес закономерен. В сложившихся условиях сегодня именно признание права в качестве основополагающей ценности, повышение правовой компетентности всех граждан и социальных групп, формирование готовности к правомерному поведению являются важнейшими условиями повышения безопасности современного общества и социальной стабильности государства. Народное единство должно опираться в своей основе на такие фундаментальные ценности как право и социальная справедливость.

Валерий Сидоренко, методист отдела воспитательных систем и технологий учреждения образования «Могилевский государственный областной институт развития образования»