Кафедра педагогики и психологии

Профессорско-преподавательский состав кафедры педагогики и психологии

Заведующий кафедрой педагогики и психологии


Концевой Петр Александрович

Гражданство: Республика Беларусь. Образование высшее.

Квалификация:
— специальность «История. Социально-политические дисциплины» — преподаватель;
— специальность «Правоведение» — юрист.

Контактная информация:
212011, г.Могилев, пер.Березовский, 1 «А», Республика Беларусь

Профессиональные компетенции: Педагог, ученый.
Ученая степень: Кандидат исторических наук
Научная деятельность: Автор более 50 научных публикаций, в том числе одной монографии, восьми научных статей в журналах из списка ВАК, одного учебно-методического пособия (в соавторстве), одного курса лекций.
Сфера научных интересов: Послевоенная история Беларуси; История государства и права; Конституционное право; Современные тенденции развития образования.

График согласования документации на кафедре педагогики и психологии:
— вторник 13.00 – 15.00
— четверг 13.00 – 15.00


Сотрудники кафедры


Авраменко Валентина Васильевна,
доцент кафедры, кандидат психологических наук. Имеет более 60 печатных работ. В 1989-1992 годах обучалась в аспирантуре МГПИ им. А. М. Горького (БГПУ им. М. Танка). В 1992 году защитила кандидатскую диссертацию по специальности 19.00.07 – «Педагогическая и возрастная психология».

Область научных интересов: психологические особенности возрастного развития современных школьников; проблемы развития личности в условиях депривации; современные подходы в образовании; психологические аспекты реализации образовательного процесса; рефлексивно-деятельностные технологии в образовании; психология личности и деятельности педагога; развитие рефлексии педагога и учащихся; профилактика эмоционального выгорания педагога; основы ораторского мастерства.

Подробнее

Образование: Окончила с отличием Минский государственный педагогический институт им. А. М. Горького в 1981 году.

Основные публикации (2013-2016):
1. Авраменко, В. В. Компетентностный подход в работе со слушателями / В. В. Авраменко // Опыт работы учреждений дополнительного образования взрослых в условиях реализации Кодекса Республики Беларусь об образовании / ГУО «Акад. Последиплом. Образования». – Минск : АПО, 2014. – С. 113-117.
2. Авраменко, В. В. Деятельностный подход к проектированию занятий со слушателями в системе повышения квалификации / В. В. Авраменко // Научно-методическое сопровождение повышения квалификации педагогов: опыт, проблемы, перспективы : сборник материалов II Республиканской научно-практической конференции, посвященной 75-летию со дня основания Могилевского государственного областного института развития образования, 26-27 мая 2016 года, Могилев / редкол. : И. А. Старовойтова [и др.] ; под общ. ред. М. В. Ладутько, В. Н. Гириной. – Могилев : УО «МГОИРО», 2016. – С. 67-70.
3. Авраменко, В. В. Подготовка педагогов к реализации компетентностного подхода в интегрированном образовании / В. В. Авраменко // Образование – стратегический ресурс устойчивого развития региона : сборник докладов областной августовской конференции педагогических работников Могилѐвской области / редкол. : В. В. Рыжков [и др.]. – Могилѐв : УО «МГОИРО», 2016.– С. 90-93.
4. Авраменко, В. В. Ведущая метакомпетентность педагога: диагностика и развитие / В. В. Авраменко // Метапредметный поход в образовании: от теории к практике : сборник материалов международной научно-практической конференции, 27 октября 2015 года, г. Могилев / ред. совет : И. А. Старовойтова и [др.]. – Могилев : УО «МГОИРО», 2015. – С. 16-18.
5. Авраменко, В. В. Сформированность профессионального самоопределения выпускников как показатель качества образования в школе / В. В. Авраменко // Современное образование: мировые тенденции и региональные аспекты : сборник материалов II Международной научно-практической конференции, 2 декабря 2016 года, г. Могилев / ред. совет : М. М. Жудро [и др.] ; под общ. ред. Т. И. Когачевской. – Могилев : УО «МГОИРО», 2016.

[свернуть]

 


Кравченко Елена Ильинична
старший преподаватель  кафедры педагогики и психологии УО «Могилевский государственный областной институт развития образования»
Гражданство: Республика Беларусь. Образование высшее.
Электронная почта kravei@rambler.ru
В 1994 году окончила Могилевский машиностроительный институт (инженер)
1999 году окончила Академию МВД Республики Беларусь (юрист)
С 1996 года по 2011 года проходила службу в МВД Республики Беларусь, а с 2012 года  по 2016 года  в Следственном комитете Республики Беларусь по Могилевской области в  должности  следователя по особо важным делам.
С 2001 года по 2013 года работала старшим преподавателем кафедры «Правоведение» МГУ им А.А. Кулешова. Имеет методические рекомендации  по курсу «Криминалистика».
С января 2021 года работает в должности старшего преподавателя кафедры педагоги и психологии.



Кубека Татьяна Эдуардовна,
старший преподаватель кафедры педагогики и психологии УО «Могилевский государственный областной институт развития образования»

В 1998 году окончила Могилевский государственный университет им. А.А. Кулешова по специальности «Математика и информатика» с присвоением квалификации «учитель математики и информатики», в 2001 году – ИПКиПК Могилевского государственного технического университета, по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» с присвоением квалификации «экономист».

С августа 1998 года по июль 2004 года работала ассистентом кафедры алгебры и геометрии Могилевского государственного университета им. А.А. Кулешова. С июля 2004 года по ноябрь 2019 года работала в ОАО «Сберегательный банк «Беларусбанк», г. Могилев, в отделе автоматизации: с июля 2004 года по июль 2011 в должности ведущего специалиста, с июля 2011 года по ноябрь 2019 года в должности главного специалиста отдела автоматизации.

С февраля 2021 года работает в должности старшего преподавателя кафедры педагогики и психологии УО «Могилевский государственный областной институт развития образования».



Малашук Ирина Николаевна
Кандидат филологических наук, доцент.
Адрес электронной почты: ira.malashuck@yandex.ru
В 1983 г. после окончания средней школы с Золотой медалью поступила в Белорусский государственный университет им. В.И. Ленина.
В 1988 г. закончила филологический факультет Белорусского государственного университета им. В.И. Ленина с присвоением квалификации «Филолог. Преподаватель русского языка и литературы». В 1986 году проходила стажировку в Йенском университете им. Ф. Шиллера.
В 2003 году в Институте искусствоведения, этнографии и фольклора им. К.Крапивы НАН Беларуси защитила кандидатскую диссертацию на тему «Архетип солнца в белорусской мифологии».  В апреле 2007 года решением ВАК Республики Беларусь присвоено ученое звание доцента по специальности «Литературоведение».
В 2009 году прошла переподготовку на уровне высшего образования в ГУО «Республиканский институт высшей школы» по специальности «Экономическая теория» с присвоением квалификации «Экономист. Преподаватель экономических дисциплин».
Автор более 170 печатных работ, включая научные, учебно-методические публикации, учебно-методические пособия и курсы лекций.



Сидоренко Валерий Николаевич
старший преподаватель кафедры педагогики и психологии УО «Могилевский государственный областной институт развития образования»

Подробнее

Гражданство: Республика Беларусь.
Образование: Высшее
Электронная почта: valery.73@bk.ru.

В 1996 г. окончил Могилевский государственный педагогический институт им. А.А.Кулешова (белорусский язык и литература, русский язык и литература);
в 2001 – Академию управления при Президенте Республики Беларусь (государственное управление, управление социальной и культурной сферой).
В 2017 г. повышал квалификацию в Государственном учреждении образования «Академия последипломного образования» по учебной программе «Эффективные методы обучения в системе образования взрослых».
С 2014 г. работает в учреждении образования «Могилёвский государственный областной институт развития образования».
Соавтор новых учебных программ повышения квалификации «Современные подходы к организации работы с детьми в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования», «Содержательные и методические аспекты изучения основ православной культуры», «Воспитательная и идеологическая работа в учреждениях общего среднего образования в условиях обновления требований к качеству образования».
Сфера интересов: идеологическое, гражданское и патриотическое, духовно-нравственное воспитание.

[свернуть]

Попова Людмила Николаевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Могилевского государственного областного института развития образования.

Область научных интересов: методика преподавания русской литературы, теория литературы, литературоведческий анализ произведений Я. Коласа; культурологические, этические, педагогические, психологические аспекты художественных текстов, а также духовно-нравственная составляющая в произведениях белорусских и русских писателей; менталитет белорусов. Общая и социальная педагогика.

Подробнее

Биографические сведения:
Родилась в г. Бобруйске. В 1974 г. окончила Могилевское музыкальное училище им. Н. А. Римского-Корсакова. В 1984 г. окончила филологический факультет Могилевского педагогического института им. А. А. Кулешова. С 1990 года работала по совместительству в Могилевском педагогическом институте им. А. А. Кулешова. В 1991 начала трудиться на кафедре русской и зарубежной литературы Могилевского педагогического института им. А. А. Кулешова. В 1998 г. окончила аспирантуру Московского педагогического государственного университета по специальности «Теория и методика обучения литературе». В мае 1999 г. в МПГУ защитила кандидатскую диссертацию по теме «Изучение русских народных песен на уроках литературы в 5–7 классах средней школы Республики Беларусь» (научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор В. Ф. Чертов). Кандидат педагогических наук (1999). Доцент (2004).

Преподаваемые дисциплины:
В течение трудовой деятельности были разработаны и реализованы в учебном процессе следующие курсы: «Методика преподавания русской литературы», «Современные педагогические технологии преподавания русской литературы» «Педагогическая практика», «Выразительное чтение»; «Русский фольклор», «Русская детская литература», «Мировая детская литература», «Древняя русская литература», «Литература 18 века», «Русская литература 19 века», «Русская литература 20 века», «Мировая и отечественная литература», «Литература русского зарубежья»; «Введение в литературоведение», «Теория литературы»; «История русской литературы», «Русский язык как иностранный» (на подготовительном отделении); «Основы педагогики и психологии».
В настоящее время преподаю следующие курсы: «Методика преподавания русской литературы», «Современные педагогические технологии преподавания русской литературы», «Введение в педагогическую профессию».
Сотрудничаю с кафедрой методики преподавания литературы Московского ГПИ, со школами города Могилева.
В период с 2004 по 2006 г. подготовила 2 призера республиканских конкурсов студенческих научных работ.
С 2006 по 2010 г. входила в состав ВНК «Менталитет и ценностные ориентации белорусов в творчестве Я. Коласа».

Хобби: Рукоделие. Фитнес. Изобразительное искусство (живопись, масло).

Методическая направленность:
1. Лирика 10–30-х годов Я. Коласа. Топос дороги / Международная научно-практическая конференция «Литературное образование: современное состояние, перспективы, технологии» 15 Голубковские чтения. Москва, 2007.
2. Формирование у студентов представлений о концепте «дом» (на материале поэмы Я. Коласа «Новая зямля» и повести «Рыбакова хата») / Международная научно-практическая конференция «Литературное образование в 21 веке: социокультурные и научно-методические аспекты» 16 Голубковские чтения. Москва, 2008.
3. К проблеме ментальности белорусов в произведениях 30-х годов Я. Коласа / Международная научно-практическая конференция «Литературное образование и духовно-нравственное развитие личности» 17 Голубковские чтения. Москва, 2009.
4. Художественные образы рассказов Я. Коласа и М. Зарецкого в педагогическом познании / Международная научно-практическая конференция «Учитель-словесник и современный образовательный процесс» 18 Голубковские чтения. Москва, 2010.

Участница более 60 научных конференций, в том числе 45 международных, из них 16 зарубежных. Автор более 100 научных и учебно-методических публикаций.

[свернуть]

 


Старовойтов Леонид Евгеньевич,
кандидат физико-математических наук; доцент.

Область научных интересов: взаимодействие излучения с веществом; применение методов отражения излучения к исследованию оптических свойств поверхности.

Подробнее

Родился 14.08.1954, д. Малые Хольневичи, Крупский район, Минская область. Физик-оптик. Кандидат физико-математических наук (1992), доцент (1994). С1980 по 2019 гг. работал в Могилевском государственном университете им. А.А.Кулешова (с 1980 г. в должности ассистента, старшего преподавателя, доцента, заведующего кафедрой общей физики, с 1992г. по 30 июня 2015 – декан физико-математического факультета, с 01 июля 2015 по июль 2019 гг. – декан факультета математики и естествознания).

Образование: Могилевский государственный педагогический институт (специальность «Физика. Математика», 1978), Институт физики АН БССР (аспирантура, специальность «Оптика», 1986).

Место работы, должность: Могилевский государственный областной институт развития образования, доцент кафедры педагогики и психологии.

Награды: Благодарность Президента Республики Беларусь (2009), По-четная грамота Совета Министров Республики Беларусь (2008), нагрудный знак «Выдатнік адукацыі» (2004), Почетная грамота Министерства образования Республики Беларусь (1998, 2007), медаль Франциска Скорины (2014).
E-mail: starlev@tut.by

Основные публикации:
1. Исследование оптической неоднородности планарных полимерных систем методами отражения : автореферат диссертации … кандидата физико-математических наук : 01.04.05 / Старовойтов Леонид Евгеньевич. — Минск, 1992.
2. Курс общей физики : пособие для студентов физико-математических факультетов. Ч. 1 / В. И. Веракса, Л. Е. Старовойтов. — Могилев, 2004.
3. Практические занятия по курсу общей физики / В. И. Веракса, Г. А. Ефимчик, Л. Е. Старовойтов. — Могилев, 2003.
4. Босова, Л.Л., Гостевич, Т.В., Лещенко, Л.В., Старовойтов, Л.Е. Ученый, педагог, мудрый наставник (к 100-летию со дня рождения А.А. Столяра) /Математика в школе. – 2019. – №4. – С.70-78.
5. Николаева, В.В., Старовойтов, Л. Е., Чеботаревский, Б. Д. Математическое образование: современное состояние и перспективы /Матэматыка. – 2019. №3. – С. 58-63.
6. Старовойтов Л.Е., Стаськов, Н.И. Влияние параметров контактных слоев между световодом и исследуемой средой на ее спектрально-оптические характеристики. Материалы конференции «Измерительные устройства на диэлектрических волноводах оптического диапазона», 1983, Т.2, С.99-100.
7. NI Stas’ kov, LE Starovoitov. Effects of optical anisotropy on transmission IR band shapes for polymer films with planar macromolecule orientation. Journal of Applied Spectroscopy, 1986/7/1, Part 45, №1, З. 728-732.
8. Старовойтов Л.Е., Гусев С.С., Фригин В.Ф. Оптические свойства приповерхностных слоев изотропных пленок полиэтилентерефталата разной плотности. Журнал «Высокомолекулярные соединения», №10, С. 2042-2046.
9. Кабаев М.М., Гусев С.С., Старовойтов Л.Е. Особенности молеку-лярного и надмолекулярного строения полимерных покрытий, нанесенных в вакууме. Материалы конференции «Вакуумные покрытия-87. 4-я Науч.-техн. конф.,», 1987, – Том 2, С.125-126.
10. L Ye Starovoitov, SS Gusev, VF Frigin. Optical properties of the near-surface layers of isotropic films of polyethylene terephthalate of different densities. Polymer Science USSR, 1987/1/1, 2237-2242
11. Эллипсометрия двухслойных полимерных систем. Поверхность. Физика, химия, механика, 1989, №5, С. 89-93.
12. Гусев С.С., Старовойтов Л.Е. О химической негомогенности жир-ных кислот на оптических подложках. Веснік Магілёўскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя А.А. Куляшова, 2001, №1 (8), с. 66-70.
13. Лебедев В.И., Стаськов Н.И., Старовойтов Л.Е. Лабораторные работы по оптике, Могилевский государственный университет имени АА Кулешова, 2002.
14. Старовойтов Л.Е., Ткачёв Д.В., Романенко А.А., Томов А.В., Гусев С.С. Об эффективности моделирования при решениях обратных задач эллипсометрии прозрачных сред. Международная научно-практическая конференция «Оптика неоднородных структур — 2011», Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова (Могилев), – С.68-71.
15. Л. Е. Старовойтов, В. И. Веракса. Учебник как средство управления дидактическим процессом. Учебники естественнонаучного цикла в системе среднего и высшего образования: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф., 16-17 мая 2012 г., МГУ им. А.А.Кулешова, г. Могилев. – Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», 2012. – 356 с.: ил. – С. 188-191.
16. Старовойтов Л.Е. Информационные технологии в преподавании курса общей физики как средство обеспечения качества образования. Актуальные направления развития современной физики и методики ее преподавания в вузе и школе: материалы VII международной научно-практической конференции / под ред. И.В. Бурковой. – Борисоглебск: ФГБОУ ВПО «Борисоглебский ГПИ», 2012. – 195 с. – С. 67-71.
17. Старовойтова Т.С., Старовойтов Л.Е. Проектирование методики обучения будущих учителей математики в условиях факультативных курсов. «Пути повышения качества профессиональной подготовки педагога: материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Мозырь, » 29-30 марта 2012 г. Мозырь: УО МГПУ им. И.П.Шамякина, 2012. – 297 с. – С. 94-96.
18. Старовойтов, Л. Е. Формирование познавательной самостоятельности студентов в условиях учебно-методического комплекса. Математическое образование: цели, достижения и перспективы: материалы Респ. науч.-практ. конф, г. Минск, 30 окт. 2013 г. / Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка ; редкол.: В. В. Шлыков, В. А. Шилинец, С. И. Василец (отв. ред.) и др. – Минск: БГПУ, 2013. – 256 с.: ил. – С. 73-77.
19. Старовойтов, Л. Е. Состояние и перспективы научно-исследовательской работы в области методики преподавания математики на физико-математическом факультете. Математическое образование: современное состояние и перспективы (к 95-летию со дня рождения профессора А. А. Столяра): материалы Международной научной конференции, 19-20 февраля 2014 г., МГУ имени А. А. Кулешова, г. Могилев. – Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2014. – 396 с. – С. 3–6.
20. Старовойтов, Л. Е. Использование информационных технологий при подготовке дипломных работ по курсу общей физики студентами специальности «Математика и Физика». Математическое образование: современное состояние и перспективы (к 95-летию со дня рождения профессора А. А. Столяра): материалы Международной научной конференции, 19-20 февраля 2014 г., МГУ имени А. А. Кулешова, г. Могилев. – Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2014. – 396 с. – С. 377–379.
21. Старовойтов, Л. Е. Внедрение элементов современных технологий обучения на физико-математическом факультете. Математические и физические методы исследований: научный и методический аспекты : сб. матер. Респ. науч.-практ. конф., посвящ. 450-летию со дня рождения Г. Галилея, Брест, 17–18 апр. 2014 г. / Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина ; под общ. ред. Н.Н. Сендера. – Брест : БрГУ, 2014. – 298 с. – С. 258 – 261.
22. Старовойтов, Л. Е. О развитии физической науки и физического образования на физико-математическом факультете МГУ имени А. А. Кулешова. Физическое образование: современное состояние и перспективы: мат-лы Респуб. науч.-метод. семинара, посвященного 65-летию физ.-мат. фак-та МГУ имени А. А. Кулешова, 16 октября 2014 г.. – Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2014. –124 с. – С. 3-6.
23. Старовойтов, Л. Е., Старовойтова, Т. С. Некоторые направления совершенствования профессиональной подготовки студентов физико-математического факультета. Непрерывное образование в современном мире: история, проблемы, перспективы. Материалы III Всероссийской с международным участием заочной научно-практической конференции (27 марта 2015 г.). – М.: Издательство «Перо», 2015. – 238 с. – С. 189-192.
24. Старовойтов, Л. Е. Преемственность в реализации теоретической подготовки студентов по курсу общей физики и методической подготовки при выполнении дипломных работ. Математические и физические методы исследований: научный и методический аспекты : сб. матер. Респ. науч.-практ. конф., посвящ. 85-летию лауреата Нобелевской премии Ж.И. Алферова, Брест, 16–17 апр. 2015 г. / Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина; под общ. ред. Н.Н. Сендера. – Брест : БрГУ, 2015. – 250 с. – С. 215-217.
25. Старовойтов, Л. Е. Исследование плёнок полиимида методом спектроэллипсометрии. Математические и физические методы исследований: научный и методический аспекты : сб. матер. Респ. науч.-практ. конф., посвящ. 85-летию лауреата Нобелевской премии Ж.И. Алферова, Брест, 16–17 апр. 2015 г. / Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина ; под общ. ред. Н.Н. Сендера. – Брест : БрГУ, 2015. – 250 с. – С. 212-214.
26. Старовойтов, Л. Е. Некоторые средства управления дидактическим процессом при подготовке будущих учителей физики. Засоби і технології сучасного навчального середовища: Матеріали конференції, м. Кіровоград, 22-23 травня 2015 року./Відповідальний редактор: С.П.Величко – Кіровоград: ПП «Ексклюзив-Систем», 2015. – 196 с. – С. 86-88.
27. Старовойтов, Л. Е., Гусев, С. С., Ткачев, Д. В. Влияние поверхностного слоя на эллипсометрические параметры. Оптика неоднородных структур– 2015: материалы IV Международной научно-практической конференции, г. Могилев, 29–30 октября 2015 г. / редкол. : А. Б. Сотский (отв. ред.) [и др.]. – Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2015. – 176 с. – С. 64-67.
28. Старовойтов, Л. Е., Веракса, В. И. УМК «Механика» и его и использование при организации самостоятельной работы студентов. Оптика неоднородных структур– 2015: материалы IV Международной научно-практической конференции, г. Могилев, 29–30 октября 2015 г. / редкол.: А. Б. Сотский (отв. ред.) [и др.]. – Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2015. – 176 с. – С. 157-159.
29. Старовойтова, Е. Л. , Старовойтов, Л. Е. Методическая составляющая подготовки будущего учителя математики и физики к использованию информационных технологий. Математическое образование: цели, достижения и перспективы : материалы Респ. науч.-практ. конф., г. Минск, 28 окт. 2015 г. / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка ; редкол.: В. В. Шлыков [и др.], И. Н. Гуло (отв. ред.). – Минск : БГПУ, 2015. – 160 с. – С. 63-65.

[свернуть]