Обсуждение новой редакции Кодекса Республики Беларусь об образовании

В начале февраля на базе учреждения образования «Могилевский государственный областной институт развития образования» состоялась встреча педагогической общественности Могилевской области с депутатами Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Здориковой Людмилой Евгеньевной и Тарасенко Натальей Эдуардовной. Встреча проходила в формате коммуникативной площадки.

На мероприятие были приглашены руководители учреждений образования различного уровня, вида и типа: дошкольного, общего среднего, профессионального образования, дополнительного образования детей и молодежи и дополнительного образования взрослых.

Основная цель и тема встречи – обсуждение новой редакции Кодекса Республики Беларусь об образовании. Постоянная комиссия по образованию, культуре и науке начинает готовить к рассмотрению на сессии в первом чтении проект нового Кодекса об образовании, внесенный 22.12.2020 в Палату представителей правительством. Мнение каждого педагога, руководителя весьма важно. На протяжении 9 лет после вступления в силу Кодекса (01.09.2011) неоднократно проводились обсуждения тех или иных статей. В новый проект Закона планируется внесение 13 изменений. Проект содержит всего 64 главы и 297 статей (для сравнения: в действующем Кодексе сейчас 63 главы и 295 статей).

Людмила Евгеньевна и Наталья Эдуардовна содержательно и доказательно изложили нововведения, которые планируется внести в новую редакцию Кодекса. В частности, в ст. 17 «Формы получения образования» планируется внести новую формулировку: дистанционная форма получения образования – вид заочной формы получения образования, осуществляемый преимущественно с использованием современных коммуникационных и информационных технологий. Так же сказано, что образование может быть получено в очной (дневной, вечерней), заочной, дистанционной формах получения образования и в форме соискательства.

Предлагается включить расшифровку таких терминов, как «бакалавр», «магистр», «грант на обучение», «индивидуальный предприниматель, осуществляющий образовательную деятельность», «второе и последующее образование», «конфликт интересов педагогического работника», «коррекционные занятия», «сетевая форма взаимодействия» и др.

Из статьи «Учреждения образования» исключены учреждения профессионально-технического образования. Из видов учреждений общего среднего образования исключены, как утратившие актуальность, вечерние школы.

Включен принцип обязательности общего среднего образования.

Дополнены основные права обучающихся: они смогут одновременно осваивать несколько образовательных программ основного образования в случаях, предусмотренных законодательством; а также учиться не только по индивидуальному учебному плану, но и по индивидуальной учебной программе.

В ст. 81 проекта предусмотрено, что: с обучающихся, пропустивших учебные занятия (которые проходили в соответствии с расписанием), за проведение повторных занятий вне учебной группы с использованием учебно-лабораторного оборудования или привлечением технического персонала может взиматься плата.

Далее были обсуждены практические аспекты, которые могут дополнить и конкретизировать предлагаемые нововведения в Кодекс. Речь шла об условиях и порядке прекращения образовательных отношений, реализации образовательных программ дополнительного образования детей и молодежи на уровне дошкольного образования, наполняемости объединений по интересам, алгоритме и порядке исчисления взимания оплаты за проведение дополнительных (повторных) занятий, порядке подготовки и выдачи документов об образовании, условиях реализации образовательных программ в дистанционной форме и других моментах. Руководителям учреждений образования Могилевской области было предложено оформить и внести аргументированные предложения для внесения обсуждаемых дополнений в Кодекс.