«Информатика без розетки» стартовала и в Могилевской области

В новом учебном году уже более 60 учреждений дошкольного образования в Республике Беларуси подключились к образовательному проекту «Информатика без розетки», который был запущен по инициативе и при поддержке Парка высоких технологий.

В 2020/2021 учебном году учреждение образования «Могилевский государственный областной институт развития образования» начало реализацию областного постоянно действующего проблемного семинара (ПДПС) для заведующих, заместителей заведующего по основной деятельности и педагогических работников учреждений дошкольного образования «Использование образовательного проекта «Информатика без розетки» в условиях учреждений дошкольного образования» на базе STEM-центра УО «Могилевский государственный областной институт развития образования».

Постоянно действующий проблемный семинар проводится с целью оказания методического сопровождения педагогическим работникам, работающим с воспитанниками от 5 до 7 лет по развитию пространственного и алгоритмического мышления, познавательного отношения к окружающему миру, интереса к программированию, образовательной робототехнике, познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности.

28 сентября 22 учреждения дошкольного образования Могилевской области начали проводить занятия с воспитанниками. В течение года в работе ПДПС на постоянной основе будут принимать участие педагогические работники:

государственного учреждения образования «Ясли-сад № 73 г. Могилева»;

государственного учреждения образования «Ясли-сад № 3 г. Круглое»;

государственного учреждения образования «Осиповичский дошкольный центр развития ребенка»;

государственного учреждения образования «Дошкольный центр развития ребёнка № 1 г. Костюковичи»;

государственного учреждения образования «Ясли-сад № 2 «Солнышко» г. Костюковичи»;

государственного учреждения образования «Ясли-сад № 3 г. Славгорода»;

государственного учреждения образования «Ясли-сад № 1 г. Мстиславля»;

государственного учреждения образования «Ясли-сад № 4 г. Мстиславля»;

государственного учреждения образования «Ясли-сад № 4 г. Кричева»;

государственного учреждения образования «Поповский ясли-сад» Славгородского района;

государственного учреждения образования «Ясли-сад №34 г. Могилева»;

государственного учреждения образования «Детский сад д. Каменка Бобруйского района»;

государственного учреждения образования «Дошкольный центр развития ребенка № 6 г. Могилева»;

государственного учреждения образования «Ясли-сад № 10 «Росинка» г. Осиповичи»;

государственного учреждения образования «Ясли-сад №2 г. Круглое»;

государственного учреждения образования «ДЦРР № 7 г. Могилева»;

государственного учреждения образования «Ясли-сад № 1 г. Мстиславля»;

государственного учреждения образования «Санаторный ясли-сад № 85 г. Могилева»;

государственного учреждения образования «Ясли-сад № 3 г. Горки»;

государственного учреждения образования «Дрибинский ясли-сад №2 «Светлячок».

Для участия в семинаре приглашались опытные, высоко квалифицированные и инициативные педагоги. В число участников вошли учреждения дошкольного образования, которым интересно пробовать и внедрять новое.

Задачи реализуемого семинара:

  • предоставление педагогам достоверной и актуальной информации по теме ПДПС;
  • подготовка участников ПДПС к квалифицированному решению изучаемой проблемы в педагогической практике;
  • создание условий для самообразования и саморазвития участников ПДПС;
  • совершенствование профессионального мастерства участников ПДПС;
  • использование прикладных методических материалов и апробирование новых практик организации образовательного процесса для детей старшего дошкольного возраста для изучения основ информатики без использования компьютера в условиях учреждения дошкольного образования;
  • внедрение наборов наглядных учебных материалов для детей старшего дошкольного возраста для использования в рамках курса «Информатика без розетки»;
  • отработка механизмов взаимодействия и обмена опытом между воспитателями учреждений дошкольного образования и учителями начальных классов учреждений начального и общего среднего образования по вопросу раннего обучения детей
    информатике.

Заведующий государственного учреждения образования «Ясли-сад № 34 г. Могилева» Емельянова Татьяна Гипполитовна заметила: «Трудно представить современных детей без разнообразных гаджетов. Однако чаще всего они носят занимательный характер, а не развивающий. Поэтому образовательный проект «Информатика без розетки», целью которого является развитие алгоритмического мышления и логики у детей старшего дошкольного возраста, в наше время очень актуален.

Положительным моментом в реализации проекта является отсутствие необходимости использовать компьютер в работе с детьми. Занятия проводятся в игровой форме: ребята с интересом выбирают карточки с нелогичными рисунками из логического ряда, демонстрируют понятие «отрицание». Уделяется внимание и здоровьесбережению: задания выполняются не только за столом, но и на напольном полотне, что позволяет ребятам решать логические задачи, активно двигаясь.

Несмотря на некоторые трудности, которые были и у педагогов, и у детей в начале реализации проекта, уже видны первые результаты: ребята с нетерпением ждут встречи с котом Алесиком, активно общаются, настойчиво добиваются результата. Мы уверены что, овладев логическими операциями, дети станут внимательнее, научатся мыслить ясно и четко. А это, в свою очередь, будет способствовать дальнейшему успешному обучению в школе.»

Алеся Елупахина, руководитель педагогического проекта, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования государственного учреждения образования «Минский областной институт развития образования»:

– В настоящее время актуален вопрос о повышении качества образования для самых маленьких – наших дошкольников. Как не навредить, а, учитывая сензитивные возможности возраста, помочь раскрыться способностям ребенка, пробудить интерес к познанию и открытию окружающего мира? Реализация областного педагогического проекта позволит внедрить в практику работы с детьми эффективные методы и приемы развития познавательных процессов, разработанные в рамках курса «Информатика без розетки».

Как руководитель проекта хочу выразить слова благодарности отделу образовательной деятельности государственного учреждения «Администрация Парка высоких технологий» за полезный и содержательный онлайн-курс «Информатика без розетки: для начинающих», который погрузил педагогов в непростой мир логики и информатики, познакомил с методикой формирования алгоритмического мышления у детей. Контент курса настолько практикоориентирован, что сразу же нашел применения в реальной педагогической практике наших воспитателей дошкольного образования.

Елена Макарская, заместитель заведующего по основной деятельности Лошницкого ясли-сада Борисовского района:

– Как и в случае со всем новым, реализация проекта у нас идет постепенно. Активная фаза реализации началась в сентябре. Сейчас наши представители прошли обучение. Педагоги погрузились в мир «Информатики без розетки», сами попробовали, что это такое, ознакомились с методикой работы. Теперь уже начались занятия с детьми. Были апробированы игровые комплексы. И могу сказать, что первые отзывы положительные. Занятия отличные, всё реально работает. Педагогам и детям проект нравится. На самом деле для нас реализация подобного проекта – это новый опыт. Аналогичного ему еще не было. Поэтому мы в ходе проекта учимся и развиваемся.

В качестве критериев оценки результатов развития интеллектуальных способностей детей определены познавательная активность, развитие сенсорных процессов, развитие памяти и внимания, развитие мышления, развитие воображения. Им соответствует ряд показателей освоения воспитанником от 5 до 7 лет учебной программы по направлению «Познавательное развитие».

Кроме развития воспитанников, проект также призван содействовать и развитию профессиональной компетентности педагогических работников в области формирования алгоритмической грамотности у детей дошкольного возраста.