Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников

26 сентября 2022 г. в формате видеоконференции прошла авторская мастерская «Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников». Для участия в авторской мастерской были подключены 82 точки доступа учреждений образования Могилевской области. Целью образовательного мероприятия было совершенствование профессиональной компетентности педагогов в развитии исследовательских умений и навыков учащихся начальных классов.

Особенностью мероприятия является то, что в один день проводились три мастер-класса по единой теме для разных категорий педагогов в зависимости от направления их деятельности.

Открыла работу авторской мастерской для воспитателей групп продленного дня Демьянович Н.М., начальник центра дошкольного, начального и специального образования учреждения образования «МГОИРО». Демьянович Н.М. акцентировала внимание на необходимости развития исследовательских умений и навыков учащихся, так как они напрямую связаны с общеучебными умениями и навыками; обратила внимание на то, что исследовательская деятельность – это творческая, направленная на познание окружающего мира деятельность, способствующая открытию учащимися новых знаний и способов деятельности.

Для воспитателей групп продленного дня мастер-класс провела Гейченко Н.Г., воспитатель группы продленного дня высшей квалификационной категории ГУО «Средняя школа № 38 г. Могилева», по теме «Эффективные образовательные практики развития исследовательских умений и навыков учащихся младшего школьного возраста в условиях группы продленного дня». Гейченко Н.Г. обратила внимание на педагогические условия формирования исследовательских умений младших школьников в группе продленного дня, познакомила с приемами для развития умения видеть проблему («Посмотрите на мир чужими глазами», «Составьте рассказ от имени другого персонажа», «Сколько значений у предмета» и др.), выдвигать гипотезу («Давайте вместе подумаем», «Найдите возможную причину события» и др.), задавать вопросы («Найди загаданное слово» «Угадай, о чем спросили». «Вопросы незнакомца» и др.), классифицировать («Четвертый лишний», «Продолжи ряды» и др.) и т. д. Путем комментированного показа приемов работы педагог мотивировала участников мастер-класса не только на развитие исследовательских умений младших школьников, но и на формирование собственного стиля педагогической деятельности.

Открыла работу авторской мастерской для учителей музыки Атрошенко И.П., методист отдела дошкольного и начального образования учреждения образования «Могилевский государственный областной институт развития образования». Атрошенко И.П. обратила внимание на значение исследовательского поведения в жизни человека, роль исследовательских методов и приемов в образовательном процессе, которые способствуют развитию творческого, интеллектуального потенциала учащихся, позволяют развивать и формировать исследовательские умения и навыки.

Для учителей музыки мастер-класс провела Громова С.А., учитель музыки квалификационной категории «учитель-методист» ГУО «Могилевская городская гимназия № 1», по теме «Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников на уроках музыки». Громова С.А. актуализировала знания участников о психологических особенностях учащихся младшего школьного возраста, обратила внимание на то, что именно в этом возрасте закладывается фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой и самостоятельной деятельности, приемов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. Особое внимание уделила знакомству с технологиями развития исследовательских умений и навыков в процессе слушания музыки (ИНФО-технология, РИНГ-технология, ТАЙМ-технология). Громова С.А. отметила, что основные задачи, которые помогает решить использование разных технологий, – это стимулирование интереса младших школьников возможностью выполнять различные задания во время звучания музыки; обучение осмысленному восприятию музыки в соответствии с заданием, создание условий для самореализации учащихся в процессе звучания музыкальных произведений.

Открыла работу авторской мастерской для учителей начальных классов Войтова С.В., методист отдела дошкольного и начального образования учреждения образования «Могилевский государственный областной институт развития образования». Войтова С.В. обратила внимание на то, что важной задачей современного образования становится развитие исследовательских умений младших школьников. Поэтому привлечение к исследовательской деятельности позволит им учиться понимать, осваивать и изобретать что-то новое, выражать свои мысли, уметь принимать решения и формулировать собственные интересы, устанавливать связи предметов и явлений действительности, делать выводы, познавать закономерности.

Для учителей начальных классов мастер-класс провела Гаврусева Н.Н., учитель начальных классов высшей квалификационной категории ГУО «Гимназия № 1 г. Бобруйска», по теме «Исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования метапредметных результатов». Гаврусева Н.Н. отметила что особое место в исследованиях учащихся принадлежит поисковой активности младших школьников. Эффективны следующие методы и приемы: экскурсии как способ стимулирования поисковой активности, коллективные игры как средство развития исследовательского поведения, коллекционирование как исследовательская практика ребенка. Для преодоления трудностей, возникающих по ходу выполнения исследовательской работы, необходимо создать условия, располагающие к творчеству: подбор увлекательных ситуаций, создание доброжелательного климата, внимательное и бережное отношение к детскому творчеству, индивидуальный подход. Благодаря процессу исследования ребенок познает мир, обнаруживает закономерности, обогащается новой информацией. Гаврусева Н.Н. обратила внимание на то, что исследовательская работа с учащимися является трудным, кропотливым, но в то же время очень интересным и увлекательным занятием, что успех поисково-исследовательской деятельности учащихся обеспечивается умелым руководством учителя этой деятельностью.

Демьянович Н.М., Атрошенко И.П., Войтова С.В. подвели итоги работы авторской мастерской по направлениям деятельности участников. Педагоги участвовали в обсуждении, задавали вопросы, высказывали свои предложения по решению обсуждаемых проблем, что позволило активизировать творческий потенциал педагогов через взаимообмен и взаимообогащение опытом.

 

Светлана Викторовна Войтова, методист отдела дошкольного и начального образования учреждения образования «Могилевский государственный областной институт развития образования». Контактная информация: тел.: (0222) 74-08-59; e-mail: nach@mogileviro.by.