21 февраля прошел семинар-практикум для педагогов-психологов учреждений дошкольного образования по теме «Особенности работы с тревожными детьми»

То, что произойдёт,
произойдёт помимо твоей тревоги.

Китайская мудрость

На сегодняшний день увеличилось количество детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема эмоциональных нарушений и своевременной ее коррекции на сегодняшний день является весьма актуальной. Эта работа необходима для сохранения психического здоровья ребенка.

Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты.

Большое значение в развитии тревожности имеет адекватность развития личности ребенка. Известно, что при этом среда играет предопределяющую роль, способствуя образованию системы отношений, центром которых является самооценка, ценностные ориентации и направленность интересов и предпочтений. В дошкольном возрасте происходит зарождение начал самооценки. Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения.

Данное мероприятие проводилось с целью повышения эффективности работы педагогов-психологов учреждений дошкольного образования по определению причин и профилактике тревожного поведения детей дошкольного возраста.

На семинаре-практикуме присутствовало 74 педагога-психолога учреждений дошкольного образования Могилевской области.

О социально-психологических причинах тревожного поведения детей дошкольного возраста рассказала Судорева Татьяна Семеновна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии учреждения образования «Могилевский государственный областной институт развития образования». Были даны определения тревоги и тревожности, определены виды тревожности. Показана роль эмоций в жизни ребенка и причины появления тревожности у детей дошкольного возраста.

Курганова Ирина Петровна, педагог-психолог государственного учреждения образования «Ясли-сад № 38 г. Могилева», осветила вопрос «Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста». Были рассмотрены признаки тревожности у детей дошкольного возраста, направления работы педагога-психолога по данному вопросу, этапы работы и задачи, стоящие перед педагогом-психологом, в рамках проведения коррекционной работы с тревожными детьми. Также были показаны способы работы педагога-психолога с родителями тревожного ребенка.

О программе развития эмоциональной сферы дошкольников как средстве коррекции тревожного поведения у детей рассказала Прокопенко Елена Ивановна, педагог-психолог государственного учреждения образования «Ясли-сад № 5 г. Белыничи». Было показано применение игрового пособия «Полянка эмоций» для формирования эмоционального благополучия детей дошкольного возраста и коррекции тревожного поведения. Также были продемонстрированы возможности применения игрового пособия «Божьи коровки» в младших группах в период адаптации.

Скок Наталья Ивановна, педагог-психолог государственного учреждения образования «Ясли-сад № 64 г. Могилева» и Шаламовская Елена Николаевна, педагог-психолог государственного учреждения образования «Ясли-сад № 81 г. Могилева», изложили основные аспекты тревожности детей дошкольного возраста и способы ее преодоления с помощью техник арт-терапии. Присутствующим были продемонстрированы техники арт-терапии, используемые в работе с тревожными детьми: монотипия, парное рисование, рисование клубком, ниткография, граттаж, рисование мятой бумагой, файларт, тестопластика и др. С присутствующими педагогами-психологами были проведены игры и упражнения, направленные на профилактику и снятие тревожного состояния.

Мероприятие прошло в теплой, доброжелательной атмосфере, оказалось продуктивным и полезным. Участники семинара-практикума выразили готовность применять полученные знания на практике.

Петуховская Анна Константиновна, методист отдела воспитательных систем и технологий УО «Могилевский государственный областной институт развития образования», контактная информация: тел. 8(0222) 74-03-86, e-mail: ovsit [at] yandex.ru

В помощь педагогу-психологу (скачать).

Смотреть ФОТОГАЛЕРЕЯ