Проект «Образование рома – новый взгляд в будущее»

С целью обеспечения эффективной реализации проекта «Образование рома – новый взгляд в будущее» (проект реализуется ГООО «Социальные проекты» при поддержке Протестантского агентства по диаконии и развитию «Хлеб для мира – Протестантская служба развития») в рамках Соглашения о сотрудничестве между Гомельским областным общественным объединением «Социальные проекты», частным социально-информационным учреждением «Мастерская инновационных технологий» и учреждением образования «Могилевский государственный областной институт развития образования» (далее – МГОИРО) на базе отдела организаторов образования и педагогического процесса МГОИРО создан Ресурсный центр по работе с детьми и взрослыми сообщества рома.

Проект ориентирован на содействие в решении актуальных проблем в сфере обучения и развития детей рома, их приобщение к процессу получения образования на постоянной основе, в том числе через вовлечение родителей и других представителей общины в процессы адаптации и социализации. Данный проект призван распространить свою деятельность на территории всех регионов Республики Беларусь.


 

Положение о конкурсе «Анимированная Scratch-история» по мотивам цыганских сказок (скачать)

Цыганские сказки (скачать)

Конкурс журналистских работ на тему «Рома Беларуси: возможности для интеграции» (скачать положение)

НОВОСТИ

Скачать Microsoft PowerPoint 2010 бесплатноЧто мы знаем о цыганском народе (скачать презентацию)

ЖИЗНЕУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ СООБЩЕСТВА РОМА

Мишнева Марина Валерьевна, заместитель директора по учебной работе
государственного учреждения образования «Средняя школа № 22 г. Бобруйска»

Часто в адрес вольнолюбивого цыганского народа звучат обвинения в нежелании социализироваться в современном обществе, в паразитизме, в отказе от выбора профессии и дальнейшего жизнеустройства. Поэтому перед обществом и перед школой, в частности, стоит задача успешной социализации детей рома через подготовку их к самостоятельной жизни, продуктивной профессиональной деятельности.

Учащиеся цыганской диаспоры, как и дети других национальностей, сталкиваются с проблемой выбора будущей профессии. Проанализировав жизнеустройство детей сообщества рома в нашем учреждении за последние три года, мы пришли к выводу, что при выборе профессии необходимо создавать условия для построения индивидуальной траектории образования, учитывая учебные результаты и личностные качества детей. Цыганам присуще творческое начало, что, безусловно, сказывается на формировании профессионального самоопределения.

Из детей рома за последние три года по завершению II ступени общего среднего образования в учреждениях профессионально-технического образования продолжил обучение 1 человек (100%), по завершению III ступени общего среднего образования – 4 человека (80%), в учреждениях высшего образования Республики Беларусь – 1 человек (20%). Среди специальностей: швея, портной, слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования (УПТО); инженер по технической эксплуатации автомобилей (УВО).

С 2019 года учреждение реализует инновационный проект «Внедрение модели регионального кластера как условие профессионального самоопределения учащихся по востребованным в регионе профессиям и специальностям», что способствует формированию профессиональной самореализации обучающихся, восполняет недостаток информированности учащихся учреждения и их родителей о возможных траекториях жизненного и профессионального самоопределения, помогает сопоставить профессиональный выбор выпускников реальным потребностям социально-экономического комплекса страны в кадрах определенных профессий.

В состав участников инновационной проекта вошли 9 (26 %) детей рома. В рамках реализации данного проекта за первый год разработано 6 образовательных путешествий по профессиям: медсестра, ветеринарный врач, продавец, повар-кондитер, менеджер по рекламе, учитель.

Мы намеренно включили детей сообщества рома в состав участников, реализующих инновационный проект. Совместная деятельность помогла всем участникам сплотиться, почувствовать себя командой, решить трудности языкового барьера. Знакомство с востребованными в нашем регионе профессиями происходило в процессе выполнения определенных ролевых действий. Например, дети рома побывали в роли журналистов (составление интервью, поиск и изучение информации), редакторов (сбор, оценка, редактирование предоставленного материала), бренд-менеджеров (построение траектории продвижения готового продукта) и др. Важно отметить, что в процессе работы у учащихся формировались метапредметные компетенции, а также личностные качества.

Положительную динамику в овладении предметными компетенциями, связанными с тематикой проекта, подтвердил рост активности участия обучающихся в конкурсах, в том числе исследовательского характера. Так Малиновский Милан, учащийся XI класса (представитель цыганской диаспоры), принял участие в IV республиканском конкурсе творческих работ учащихся учреждений образования Республики Беларусь «Я выбираю профессию», став абсолютным победителем. Он набрал 100 баллов из 100 (диплом лауреата).

В настоящее время общество все больше нуждается в личности с активной жизненной позицией, умеющей самостоятельно приобретать знания и оперировать ими, способной к успешной самореализации в различных видах профессиональной деятельности. Учащихся сообщества рома необходимо ориентировать на освоение профессий, востребованных в настоящее время в стране и регионе, учитывая при этом их этнокультурные особенности, уровень национального самосознания. Поэтому жизнеустройство выпускников сообщества рома – это совместная планомерная работа всего педагогического коллектива и законных представителей обучающихся.


Психолого-педагогическое сопровождение учащихся сообщества рома в учреждении  

Кулага Оксана Игоревна, государственное учреждение образования
«Средняя школа № 22 г.Бобруйска», педагог-психолог

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 22 г. Бобруйска» ведет свою историю с 1954 года. Наше учреждение расположено в частном секторе одного из районов города.
В настоящее время в учреждении обучается 14 несовершеннолетних цыганской национальности из 10 семей, проживающих в микрорайоне школы. Это составляет 6 % от общего числа учащихся. Всего в учреждении в текущем учебном году обучается 226 учащихся.
При проведении психолого-педагогического сопровождения учащихся выявлены некоторые особенности учащихся цыганской национальности учреждения образования.
На этапе адаптации в первых и пятых классах при активном содействии педагогов учащиеся сообщества рома нашего учреждения постепенно адаптируются к условиям обучения в школе.
В первом классе преобладает средний уровень адаптации учащихся сообщества рома к обучению в школе или ниже среднего. У данных учащихся, когда они только приступают к обучению в школе, может быть не сформирована учебная мотивация либо интерес к учебной деятельности не ярко выражен. Однако с помощью педагога учащиеся переходят от внешней мотивации (положительное отношение к школе, нравится класс, учительница) к учебным мотивам (нравится учиться), преодолевают трудности в приспособлении к школьным требованиям.
Социометрические исследования позволяют раскрыть особенности взаимоотношений с одноклассниками. По результатам социометрии в школе нет учащихся сообщества рома, которые бы имели статус «изолированных» в классных коллективах. Это значит, что у них складывается свой круг общения с одноклассниками. Круг общения учащихся данной категории составляют не только представители своей национальности. При своей малочисленности в рамках класса (1-2, редко 3 учащихся в классе) они не являются социально изолированными. Активная роль здесь принадлежит педагогам, начиная с учителей начальных классов.
При изучении интереса к обучению 56 % учащихся сообщества рома учреждения проявляют интерес к обучению на среднем уровне, 44 % учащихся – на уровне ниже среднего и низком. Учащиеся, имеющие интерес к обучению на среднем уровне, активно участвуют в различных конкурсах, олимпиадах, проектах, мероприятиях. При работе с учащимися сообщества рома педагоги учитывают «зону ближайшего развития» ребенка. При интересе ребенка к одному предмету или виду деятельности предпринимаются усилия для появления и развития интереса к другим видам деятельности на других предметах, создаются и поддерживаются ситуации успеха в учебной и внеучебной деятельности. Такие приемы позволяют постепенно развивать и поддерживать интерес к учебной деятельности этой категории учащихся. Все это становится возможным и эффективным при установлении доброжелательного контакта с учащимися сообщества рома и их родителями, особенно на ранних этапах обучения.

Диаграмма 1. Результаты изучения интереса к обучению учащихся рома

Выявление учебных и внеучебных интересов учащихся данной категории с V по VII класс показывает, что сферу их интересов составляют:  художественная деятельность, природа и естествознание, выполнение домашних обязанностей, география, физкультура и спорт.
Сфера профессиональных интересов учащихся сообщества рома IX-XI классов представлена такими направлениями как искусство, сфера обслуживания, предпринимательство и домоводство, работа с техникой, история, биология, экономика.
Подводя итоги, можно сказать, что учащиеся сообщества рома нашего учреждения постепенно с помощью педагогов адаптируются к условиям и процессу обучения на начальном этапе и на этапе перехода из начальной школы в пятый класс. А также адаптация происходит и в классных коллективах, учащиеся цыганской национальности при обучении не являются социально изолированными. Интерес к обучению данной категории учащихся на среднем уровне (56 %) и на низком уровне или ниже среднего (44 %). При анализе сферы интересов учащихся сообщества рома мы видим как традиционный для данной национальности круг интересов (искусство, предпринимательство и домоводство, сфера обслуживания), так и нетрадиционные интересы – работа с техникой, физкультура и спорт, история, экономика. [1]
За этими результатами большой вклад педагогического коллектива, а именно — высокий уровень доброжелательности, правильное понимание межнациональных различий, толерантное и дипломатичное отношение к учащимся сообщества рома и их семьям.

Список использованных источников:

  1. Кекух, Н.И. Образование рома – новый взгляд в будущее. Методические рекомендации по организации работы с детьми цыганской национальности / Авторы-составители Н.И. Кекух, С.И. Сторож – Гомель: Барк, 2018. – 60с.

Итоги конкурса детского рисунка

Конкурс детского рисунка «Цыганская сказка» (далее – конкурс) проводится в рамках проекта «Образование рома – новый взгляд в будущее» при поддержке Протестантского агентства по диаконии и сотрудничеству «Хлеб для мира» (г. Берлин).
На областной этап конкурса была представлена 61 работа, иллюстрирующая цыганскую сказку. Жюри определило победителей конкурса.

В группе среди учащихся от 7 до 10 лет:

  1. Кадина Анастасия, ГУО «Средняя школа № 19 г. Могилева» (диплом Iстепени);
  2. Волкова Виктория, ГУО «Средняя школа № 2 г. Могилева» (диплом IIстепени);
  3. Богдан Артур, ГУО «Средняя школа № 2 г. Могилева» (диплом IIIстепени).

В группе среди учащихся от 11 до 13 лет:

  1. Стельмак Валерия, ГУО «Средняя школа № 17 г. Могилева» (диплом Iстепени);
  2. Браудо София, ГУО «Средняя школа № 2 г. Могилева» (диплом IIстепени);
  3. Печень Виктория, ГУО «Средняя школа № 1 г. Кировска» (диплом IIIстепени).

В группе среди учащихся от 14 до 17 лет:

  1. Майорова Риана, ГУО «Средняя школа № 2 г. Могилева» (диплом Iстепени);
  2. Королёва Анастасия, ГУО «Гимназия № 1 г. Горки» (диплом IIстепени);
  3. Иванов Евгений, ГУО «Средняя школа № 1 им. Героя Советского Союза П.А. Кривоноса г. Кличева» (диплом IIIстепени).

Поощрительными грамотами награждены:

  1. Гусева Арина, ГУО «Средняя школа № 2 г. Могилева»;
  2. Макаревич Александр, ГУО «Гимназия г.п. Глуска»;
  3. Яковлев Павел, ГУО «Средняя школа № 2 г. Могилева»;
  4. Андреев Давид, ГУО «Дмитриевский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа» Кличевского района;
  5. Дроздова Снежана, ГУО «Средняя школа № 1 г. Шклова»;
  6. Ткачева Ксения, ГУО «Средняя школа № 2 г. Могилева»;
  7. Овсяник Анна, ГУО «Средняя школа № 22 г. Бобруйска»;
  8. Карпешко Мария, ГУО «Средняя школа № 2 г. Могилева»;
  9. Рыжкович Анастасия, ГУО «Средняя школа № 4 г. Осиповичи».

 ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ!


Реализация инновационного проекта «Образование рома – новый взгляд в будущее»

В рамках реализации инновационного проекта «Образование рома –новый взгляд в будущее» на базе государственного учреждения образования «Средняя школа № 13 г. Могилева» прошел мастер-класс «Вовлечение детей рома в образовательный процесс».
Гости мероприятия – член Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания по образованию, науке, культуре и социальному развитию Олег Викторович Дьяченко; начальник управления по образованию Могилевского горисполкома Ирина Леонидовна Рыбакова; директор Гомельского областного общественного объединения «Социальные проекты» Нина Ивановна Кекух; представители областных институтов развития образования, учреждения образования «Романо дром» (город Гомель) и учреждений общего среднего образования (в которых обучаются дети рома) из разных регионов страны.
Участники семинара – ректор учреждения образования «Могилевский государственный областной институт развития образования» Михаил Михайлович Жудро и сотрудники центра развития регионального образования учреждения образования «МГОИРО».
Открывая республиканский семинар, О.В. Дьяченко отметил, что цыганская община входит в десятку наиболее многочисленных национальных и этнических сообществ в нашей стране. «Учитывая особенности сообщества, сегодня одна из актуальных задач – процесс интеграции цыган в структуру белорусского общества. Важно, чтобы дети рома интегрировались в наше общество через систему дошкольного и общего среднего образования», – подчеркнул он.
«Проект «Образование рома – новый взгляд в будущее» нацелен именно на решение этих актуальных проблем», – рассказала Н.И. Кекух.
И.Л. Рыбакова отметила, что в обучении детей рома есть позитивные тенденции: ранее они получали только начальное образование и уходили из школы, теперь практически все получают базовое образование. «Задача в том, чтобы мотивировать детей рома на дальнейшее обучение, на получение профессии», – подчеркнула она.
Согласно  программе мероприятия были представлены мастер-классы педагогических наработок членов областного клуба «KLUM.by» для их реализации в учреждениях образования, где обучаются дети рома: «Применение технологии образовательного путешествия на уроках и во внеурочное время», «Урок — решение проектной задачи «Тайна затерянных сокровищ» в III классе, «Скетчноутынг – цiкава, запамiнальна і карысна ў адукацыі дзяцей рома».
Участники семинара могли наглядно ознакомиться с организацией образовательного и воспитательного процесса детей рома в ГУО «Средней школе № 13 г Могилева». Во время мероприятия был организован круглый стол для родителей сообщества рома, которые могли получить ответы на вопросы о воспитании и социализации детей. Завершился семинар концертом: воспитательным мероприятием «Традиции и ценности рома», организованным учащимися ГУО «Средняя школа № 13 г Могилева» и ГУО «Средняя школа № 15 г Бобруйска» – представителями рома, их родителями и педагогами.

Руководитель ресурсного центра                   С.В. Селезнева


День цыганской культуры в ГУО «Базовая школа № 15 г. Бобруйска»

Цыгане – собирательное название около 80 этнических групп, объединенных общностью происхождения и признанием «цыганского народа». Все эти этнические группы являются носителями неповторимого культурного наследия. Среди особенностей данного этноса стоит отметить и такой поучительный факт: цыгане входят в пятерку народностей, уважительно относящихся к старикам и детям.

В государственном учреждении образования «Базовая школа № 15 г. Бобруйска» 95 % учащихся – это «рома» (так в переводе с русского на политкорректном языке следует именовать цыган), представители, пожалуй, самого закрытого и колоритного этноса, населяющего город Бобруйск.

12 апреля в школе прошел день цыганской культуры. На празднике юные таланты лихо продемонстрировали свои умения: пели, танцевали, выбивали чечетку. Некоторые номера художественной самодеятельности растрогали до слез зрителей. Так, песня «Мама» в исполнении Арсэна Чубревича, выпускника учреждения образования, надолго останется в сердцах слушателей.  Бурные овации вызвало выступление работника школы Альбины Чубревич с песней на цыганском языке «Благодарение».

Праздник получился веселым, интересным и запоминающимся.


Заседание родительского клуба «Очаг»

Заседание родительского клуба «Очаг» проводилось 30.03.2021 года в государственном учреждении образования «Средняя школа № 13 г. Могилева». Данное мероприятие организовано в рамках проекта «Образование рома – новый взгляд в будущее», который реализуется ГООО «Социальные проекты» при поддержке Протестантского агентства по диаконии и развитию «Хлеб для мира – Протестантская служба развития».

Для каждого жителя города Могилева микрорайон Гребенёво всегда ассоциировался с цыганами, так как именно там проживает многочисленная диаспора представителей цыганской национальности. Там же расположена средняя школа № 13, в которой обучается значительное количество представителей рома. Поэтому заседание родительского клуба прошло именно в этом учреждении образования.

Цель заседания – создание условий для активного взаимодействия и эффективного сотрудничества родителей учащихся рома и педагогов.


Рекомендации педагога-психолога педагогам учреждения образования по работе с учащимися из семей рома и их законными представителями

  1. Проявлять толерантность к учащимся семей рома и их законным представителям.
  2. Повышать образовательный уровень учащихся из семей рома через проведение поддерживающих занятий, использование активных методов и форм обучения, факультативных занятий, внедрение инновационных технологий, организацию профессиональной ориентации, совместной деятельности законных представителей и учащихся.
  3. Организовывать работу с учащимися на учебных занятиях по расширению лексического запаса, совершенствованию навыков речевого общения, использованию наглядного материала на всех этапах обучения.
  4. При планировании работы с учащимися учитывать ментальные особенности цыганского сообщества, ориентироваться на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития.
  5. Для повышения качества образования использовать индивидуальный подход, дифференцированное обучение.
  6. На учебных занятиях с учащимися использовать различные виды игр (интеллектуальные, обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие, познавательные, развивающие, творческие, воспитательные игры, игры-упражнения, игры-путешествия, игры-соревнования), продуктивную творческую деятельность, конструирование, моделирование.
  7. Постоянно вовлекать учащихся из семей рома в интересную деятельность, создавать ситуации успеха.
  8. Проводить адаптационные занятия с учащимися (при поступлении в первый класс учреждения образования, при переходе из начального в среднее звено) для успешной адаптации детей семей рома к обучению в школе, повышения уровня их общего развития.
  9. При возникновении затруднений в обучении и поведении учащихся из семей рома своевременно обращаться к дефектологу, педагогу-психологу, педагогу социальному, которые смогут обеспечить равные возможности для детей рома и других учащихся.
  10. Формировать положительную мотивацию учащихся из семей рома к обучению, к собственному развитию и самореализации, проявлению инициативы в реализации своих способностей в учреждении образования, при дальнейшем обучении после окончания школы, при выходе из привычной социальной среды.
  11. Поощрять успешную деятельность детей рома и их законных представителей.
  12. Избегать предъявления завышенных или заниженных требований к учащимся из семей рома и их законных представителей.
  13. Включать учащихся в образовательно-профессиональную среду через проведение факультативных занятий, встреч с людьми разных профессий, экскурсии в профессионально-технические, средне специальные учебные заведения, предприятия, учебные ярмарки т. д.
  14. Уделять внимание созданию благоприятного психологического климата, формированию детского коллектива. Основной акцент при организации учебных занятий и мероприятий делать на соблюдение правил дисциплины (направлять лишнюю энергию учащихся в позитивное русло, учить преодолевать бурное проявление эмоций, вспыльчивость, обидчивость).
  15. В процесс обучения детей из семей рома, при проведении воспитательных мероприятий, вовлекать законных представителей, их заинтересованное и активное участие в образовательном процессе чрезвычайно важны для социализации и адаптации ребенка к новым условиям и требованиям учреждения образования.
  16. Контакты педагога с законными представителями и ребенком должны носить постоянный характер.
  17. Проводить целенаправленную работу по формированию психолого-педагогических знаний законных представителей семей рома через проведение родительских собраний с приглашением различных специалистов, лекториев, родительских университетов, индивидуальных консультаций, консультаций педагога-психолога.
  18. Проводить просветительскую деятельность с законными представителями о необходимости раннего развития детей, посещения ими дошкольных учреждений, субботней школы.
  19. Проводить работу с законными представителями по поддержке образовательных устремлений детей из семей рома.
  20. Проводить превентивную работа с семьями рома по предупреждению в них возникающих проблем.

(из опыта работы педагога-психолога ГУО «Базовая школа № 15 г. Бобруйска» Горовцовой Г.Л.)


О конкурсе детского рисунка

Конкурс детского рисунка «Цыганская сказка» (далее – конкурс) проводится в рамках проекта «Образование рома – новый взгляд в будущее» при поддержке Протестантского агентства по диаконии и сотрудничеству «Хлеб для мира» (г.Берлин). Одно из мероприятий проекта — сбор цыганских сказок и публикация книги цыганских сказок. Иллюстрациями к сказкам послужат детские рисунки, отобранные по результатам конкурса.

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОГО КОНКУРСА ДЕТСКОГО РИСУНКА «ЦЫГАНСКАЯ СКАЗКА»

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ОРГАНИЗАТОРЫ КОНКУРСА: Гомельское областное общественное объединение «Социальные проекты».
ПАРТНЕРЫ:
— Ресурсный центр по работе с рома ГУО «Гомельский областной институт развития образования»;
— Ресурсный центр по работе с рома ГУО «Гродненский областной институт развития образования»;
— Ресурсный центр по работе с рома ГУО «Минский городской институт развития образования»;
— Ресурсный центр по работе с рома УО «Могилевский государственный областной институт развития образования»;
— ГУО «Ходосовская базовая школа» Каменецкого района Брестской области;
— ГУО «Средняя школа № 16 г. Витебска им. М.И. Дружинина.

2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ КОНКУРСА

ЦЕЛЬ КОНКУРСА:
формирование национально-культурной идентичности учащихся в условиях диалога культур.

ЗАДАЧИ КОНКУРСА:
• совершенствовать формы эстетического и духовного воспитания детей;
• познакомить учащихся с жизнью, историей, культурой сообщества рома, проживающего на территории Республики Беларусь;
• содействовать формированию дружеских контактов между белорусскими детьми и детьми рома;
• иллюстрировать книгу цыганских сказок детскими рисунками.

3. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И И ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА:

УСЛОВИЯ КОНКУРСА:
3.1. Конкурс проводится по группам среди учащихся следующих возрастов:

1. от 7 до 10 лет;
2. от 11 до 13 лет;
3. от 14 до 17 лет.

3.2. Работы на конкурс могут быть представлены учреждениями образования, культуры и частными лицами.

3.3. Для участия в конкурсе необходимо до 16 апреля 2021 г. предоставить работы по адресу: 212011; г. Могилев, пер. Березовский, 1А; Селезневой С.В. лично, либо почтовым переводом с пометкой «Конкурс детского рисунка». Работы не скручивать и не сворачивать в рулон.

3.4. Каждый участник предоставляет на конкурс 1 работу, иллюстрирующую выбранную им сказку. Сказки будут предоставлены руководителем Ресурсного центра по работе с рома. (СКАЧАТЬ СКАЗКИ)

3.5. Принимаются только оригинальные работы. Копии, ксерокопии или электронные версии не будут оцениваться. Работы, которые не соответствуют требованиям данного положения, будут дисквалифицированы.

3.6. Работы, присланные на конкурс, не возвращаются. Организатор становится собственником работ, поступивших на конкурс. Подача работ на конкурс означает согласие с его условиями. Работы могут использоваться организатором и партнерами для различных публикаций и выставочных целей.

4. ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТАМ, ОФОРМЛЕНИЕ:

4.1. Рисунок предоставляется на бумажном носителе форматом А3 (бумага для черчения и рисования), горизонтальное положение.

4.2. Рисунок выполняется красками (гуашь, акварель).

4.3. Рисунок должен нести иллюстративный характер, максимально точно отражающий содержание сказки.

4.4. Критериями оценивания конкурсной работы являются: художественный уровень исполнения, оригинальность идеи, информационная и эмоциональная эффективность воздействия, выразительность используемых средств.

4.5. К каждой работе на обратной стороне должна быть прикреплена анкета (см. приложение), заполненная разборчиво, большими буквами на русском языке.

5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И НАГРАЖДЕНИЕ.

5.1. Для подведения итогов и определения победителей конкурса создается жюри, состав которого формируется из представителей ГООО «Социальные проекты», УО «Романо дром», региональных ресурсных центров, преподавателей изобразительного искусства.

5.2. Победители конкурса в каждой возрастной группе награждаются дипломами I, II, и III степени, призами.

5.3. Награждение победителей проводится до 10.06.2021 г. в торжественной обстановке в месте, которое определят руководители ресурсных центров. Организаторами процедуры награждения являются руководители региональных ресурсных центров.

5.4. Общие итоги конкурса освещаются 20 мая 2021 г. на официальном сайте  ГООО «Социальные проекты» www.volunteergomrl.org., а итоги областного конкурса – на сайте УО «Могилевский государственный областной институт развития образования» http://mogileviro.by.

Приложение

АНКЕТА

КОНКУРС ДЕТСКОГО РИСУНКА «ЦЫГАНСКАЯ СКАЗКА»

Имя  
Фамилия  
Возраст  
Контактный телефон  
Учреждение образования  
Город  
Название работы  
Название сказки  

О проведении круглого стола

Круглый стол для педагогических работников учреждений общего среднего образования «Особенности организации работы с детьми рома» состоялся 11.02.2021 года в форме ID-конференции. Данное мероприятие организовано в рамках проекта «Образование рома – новый взгляд в будущее», который реализуется ГООО «Социальные проекты» при поддержке Протестантского агентства по диаконии и развитию «Хлеб для мира – Протестантская служба развития».

Цель круглого стола – определение концептуальных основ по трансляции эффективного опыта работы с детьми рома в учреждениях общего среднего образования Могилевской области. В ID- конференции приняли участие представители 13 учреждений общего среднего образования Могилевской области (20 педагогических работников).

 Материалы «Вовлечение детей рома во внеурочную деятельность»

Светлана Васильевна Селезневаначальник отдела организаторов образования и педагогического процесса УО «Могилевский государственный областной институт развития образования», руководитель ресурсного центра. Контактная информация: тел.: (0222) 73-93-79; e-mail: burs73@mail.ru.