Организация исследовательской деятельности учащихся

21 октября 2021 г. на базе УО «Могилевский государственный областной институт развития образования» был проведен вебинар «Организация исследовательской деятельности учащихся как средство развития методологической культуры субъектов образовательного процесса» (из опыта работы ГУО «Гимназия № 1 г.Горки»), в работе которого приняли участие более 70 педагогических работников учреждений общего среднего образования области.

В начале мероприятия Холюкова Ирина Николаевна, заместитель директора по учебно-методической работе ГУО «Гимназия № 1 г. Горки»,  рассказала о создании проектно-исследовательской среды в учреждении образования, обратив внимание на основные направления и формы работы, а также презентовала результаты и достижения педагогического коллектива и учащихся гимназии.

Ирина Николаевна отметила, что все победы и достижения учащихся в исследовательской деятельности – это результат системной и слаженной работы всего педагогического коллектива и администрации гимназии.

Выступления педагогов гимназии подтвердили слова Холюковой  И.Н. В ходе вебинара с эффективным опытом работы по организации исследовательской деятельности учащихся выступили: учитель начальных классов Бобла Юлия Александровна, учитель физики Варсак Светлана Александровна, учитель истории и обществоведения Дронина Виктория Евгеньевна, учитель истории Козлова Елена Михайловна. Спектр рассматриваемых ими вопросов  был широким и разнообразным – это и проектно-исследовательская деятельность младших школьников на уроках и во внеурочное время, и школьный лабораториум как экспериментальная площадка для учащихся старших классов, и исследовательская деятельность краеведческой направленности как средство формирования патриотических и нравственных качеств личности и др.

Было отмечено, что работа по организации исследовательской деятельности начинается в гимназии еще с начальных классов. Прежде всего,  учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:
Что мне интересно больше всего?
Чем я хочу заниматься в первую очередь?
Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
О чем хотелось бы узнать как можно больше?
Чем я мог бы гордиться?

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а ещё привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка.

Как было отмечено во время вебинара, исследование – это довольно трудоемкий и долгосрочный проект: 1/3 времени занимает правильная формулировка темы и цели исследования, а также выбор или отработка его методики; 1/3 времени затрачивается на сбор материала;  не менее 1/3 времени уходит на его обработку, обобщение и написание текста.

Практика показывает, что организация учебных исследований с учащимися способствует:
стимулированию учебной деятельности учащихся;
формированию умений индивидуальной и коллективной работы;
созданию условий для реализации интеллектуальных способностей учащихся, приобретению ими опыта познавательной, коммуникативной, практической и творческой деятельности;
расширению работы по профессиональной ориентации учащихся, выявлению их профессиональных склонностей и интересов;
стимулированию деятельности педагогических работников учреждений образования по повышению качества образовательного процесса по учебным предметам.

При подведении итогов мероприятия участники вебинара выразили благодарность в адрес педагогов ГУО «Гимназия № 1 г.Горки», отметив их профессионализм, творческое отношение к работе и готовность делиться мастерством педагогического опыта.

Сарвира Елена Ивановна, методист отдела педагогических инноваций УО «Могилевский государственный областной институт развития образования». Контактная информация: тел.: (0222) 40-03-71; email: innov@mogileviro.by.